Демография и численность эльфов

В этой статье я попытаюсь оценить численность эльфов в разных княжествах Белерианда, чтобы лучше представлять их жизнь и историю. Это может быть полезно также для тех, кто интересуется политическим положением в тех землях и вопросами стратегии. Расчет плотности населения мог бы бросить свет на экономику, экологию и, опять же, военное дело в Средиземье.

Демографический очерк мог бы сказать не только о движении населения, о возможном числе жителей такого-то княжества в определенный момент. Вероятность и возраст вступления в брак и состав семьи интересны и сами по себе, и при написании квэнт, и когда моделируют эльфийские семьи на ролевых играх.

Наш отчет очерк был бы неполон, если бы мы не попытались, хотя бы приблизительно, оценить потери Эльдар в войнах Белерианда. Правда, в последнем случае у нас нет ни одного точного числа.

Я не намеревался ограничивать очерк хронологически, однако источники намного лучше освещают Первую Эпоху, так что о поздних временах у меня немного.

Наконец, данные о населении и военной мощи государств Белерианда были бы неполны, если бы в наш очерк не попали сведения о численности Эдайн.

 

Тема статьи уже обсуждалась один раз Ринглином на «Зилант-коне» в докладе «Численность эльфов в Дни Древ и в Первую Эпоху». Однако я считаю, что вопрос нужно исследовать еще раз. Во-первых, можно дать более полную (хотя и приблизительную) оценку населения по отдельным княжествам, чего нет у Ринглина. Во-вторых, очень во многом я не согласен с автором доклада. Самое важное из спорных положений Ринглина: 1) численность Нолдор в Белерианде от Исхода до Дагор Браголлах возросла в несколько раз (что противоречит источникам). 2) длина поколения у Нолдор равна одному йену (основано на одном замечании из «Законов и обычаев Эльдар». Однако, если это место в тексте понимать буквально, появляются косвенные, но практически неразрешимые противоречия со всей исторической традицией эльфов). Моя развернутая критика – в тексте статьи.

Как я слышал, появляются и другие попытки рассчитать численность эльфов, так что, я надеюсь, эта тема занимает толкинистов.

 

При отборе источников я придерживался следующих принципов:

1. Если тексты Толкина противоречат друг другу, отдается предпочтение прижизненно опубликованным.

2.  Поздние источники предпочитаются более ранним.

3.  Заслуживают доверия те источники, которые вписываются в устойчивую традицию, согласуются с корпусом других текстов. Но даже в поздних произведениях появляются «мимолетные» и краткоживущие концепции, которые противоречат множеству других источников, но не подтверждаются никакими иными. Я отдаю предпочтение множеству свидетельств перед одним единственным, хотя здесь и бывают спорные случаи.

 

Есть один текст, который, казалось бы, «в готовом виде» дает достаточные сведения по эльфийской демографии – «Законы и обычаи Эльдар». Но надо помнить, что это один текст, не изданный автором. Необходимо его согласовать с анналами и родословными, включить в хронологический каркас целого легендариума. Это значит, работать со всеми источниками, а не с теми, с которыми проще работать.

Я постарался обследовать все тексты корпуса Сильмариллиона и нашел интересные сведения в самых разных источниках. Прежде всего надо назвать Анналы Валинора, в том числе позднейшие добавления и исправления Профессора, включенные в примечания Кристофера Толкина. Без этого источника наши представления об эльфийской демографии остались бы весьма туманными. В свете «Анналов Валинора» огромную ценность приобретает очерк об именах потомков Финвэ из «Шибболета» - одного из самых поздних текстов, использованных в статье. Я узнал, в каком возрасте вступили в брак большинство представителей этого разветвленного рода.

«Позднейшая Квэнта Сильмариллион» и «Серые Анналы» дают важнейшие сведения по относительной численности народов. Дата брака Эльронда и Келебриан и даты рождения их детей почерпнуты из Приложения В к Властелину Колец. Это самые надежные из наших сведений, потому что произведение, попавшее в печать при жизни Толкина, самим автором признавалось более авторитетным тексты.

Прочие источники – Квэнта Сильмариллион из V тома; посмертное издание Сильмариллиона; «Атрабэт»; «Маэглин»; «Квэнди и Эльдар»; «О Гномах и Людях»; «Последние работы»; «О приходе Туора в Гондолин»; «История Галадриэль и Келеборна»; «Проблема Ros”; «Последние работы» и некоторые другие.

Вопросы хронологии

Все даты Дней Древ (прежде Исхода) даны в Годах Древ (Годах Валар). Соотношение древесной и солнечной хронологии дается в очерке «О Начале Времен и Летосчислении» из Анналов Амана (MR:50-51). Один год Древ приблизительно равен девяти с половиной солнечным годам, точнее 9,582 (MR:59). Для удобства вычислений я буду округлять до десяти, пятипроцентная погрешность важности не имеет. Бóльшая точность не только не нужна, но и не возможна, для подлинной математической статистики нам все равно недостанет сведений. Тем более, за некоторыми исключениями, в Анналах Амана мы имеем дело с заведомо неточными, округленными датами (если присмотреться к Повести лет Третьей Эпохи, даже там можно найти довольно много круглых или очень близких к ним дат).

Хронология Древ была разработана в тот период, когда Толкин стоял на позициях традиционной мифологии «Плоского Мира», но она не содержит серьезных противоречий и с метафизикой «Преображенных мифов». Если Солнце существовало от начала Арды, то в Валиноре его все равно не было видно, можно исчислять время и по дням Древ.

Тем не менее, именно в Преображенных мифах есть текст «Аман» (MR:424-431), который ставит нас в тупик. Здесь Профессор приравнивает Год Валар к 144 солнечным годам (эльфийский йен). Если Год Валар и Год Древ в Анналах Амана одно и тоже, то 450 Лет Древ от Пробуждения до Исхода составляют 70 000 солнечных лет? От Исхода до Войны Кольца, как известно, прошло меньше семи тысяч... А как быть с ранней датой пробуждения людей и их историей? И с эволюцией эльфийских языков... Скорее, Профессор изменил смысл термина «Год Валар»? Равен ли он годам из Анналов Амана?

Только сохранив старую концепцию хронологии, мы сохраним здание эльфийского легендариума.

 

Итак, один Год Древ приблизительно равен десяти солнечным годам. Во избежание путаницы, я постараюсь реже употреблять термин «Год Валар», хотя во всех текстах кроме «Амана» это определенно то же самое, что и Год Древ.

Взросление у эльфов: три важных рубежа

Взросление эльфов довольно подробно описано в «Законах и обычаях», впрочем, у нас остается простор для комментариев и дополнений.Билогические аспекты таковы: с трех лет человеческий ребенок начинает обгонять эльфийского в росте, к 18-20 годам (люди прекращают рост) эльф внешне напоминает семилетнего человека. «Не ранее пятидесятого года достигали эльдар того роста и принимали тот облик, в котором пребывали всю дальнейшую жизнь».

В раннем детстве физические различия между эльфийскими и человеческими детьми почти незаметны, однако юные Эльдар очень быстро учатся владеть своим телом и к возрасту одного года умеют  ходить, танцевать и говорить. Тем не менее, пока ребенок не овладел родным языком в совершенстве, его называют «неполноговорящим» (PM:399).

Примерно к десяти годам у детей Нолдор, народа лингвистов (следовательно, у других эльфов – немного позже),  ребенок полностью овладевает языком и постигает собственный lámatyáve – индивидуальный вкус в языке, способность наслаждаться звучанием и формами слов. Lámatyáve у эльфов считается более важной индивидуальной чертой, чем, например, черты лица. Следовательно, к этому моменту у эльфийского ребенка совершается становление личности?

У Нолдор lámatyáve находит выражение в Избранном имени (cilmesse), «в чем, может быть, они отличаются от остальных эльфийских народов». Выбирая имя, юный эльф утверждает свою неповторимую индивидуальность, ведь получаемое при рождении отцовское имя утверждает лишь принадлежность его к роду. Вспомним, как часто ataresse повторяет какой-то элемент имени отца, а иногда сводится к простому патрониму. Так, Феанор при рождении получил имя Финвэ, позднее, «когда развились его таланты», измененное отцом на Куруфинвэ (PM:343). Материнские имена остаются, собственно, «именами прозрения», когда что отражают индивидуальные особенности, еще не проявившиеся в момент создания имени.

В свете сказанного можно обратиться к истории Маэглина. До 12 лет отец называл его Iôn, «сын». Имя Маэглин он получил только тогда, когда открылся его характер и проницательность ребенка была замечена Эолом. (WJ:337; Silm. ch. 17). В тексте «Законов и обычаев» выражено сомнение, существовал ли обычай essecilme в какой-либо форме среди Уманьяр, и Эол, как известно, был не самый большой любитель нолдорских традиций. Так что, мне кажется, в наших случаях культуры двух разных народов независимо и по-разному отражают одно объективное явление, некий рубеж во взрослении, когда «неполноговорящий» ребенок к 10-12 годам превращается в индивидуальность. Не удивительно, что это связывали с полным овладением языком – известно, какое внимание Нолдор уделяли языку.

Замечу, что свидетельство об имянаречении Маэглина заставляет нас усомниться в правильности комментария Кристофера Толкина к Шибболету. Он пишет, что концепция избранных имен из «Законов и Обычаев» «кажется отвергнутой» (PM:357). Вероятно, рассказ об избрании имен в раннем детстве пропущен не из-за изменения концепции, а по небрежности или забывчивости. Очерк об эльфийских именах в «Шибболете» приведен между делом и занимает всего половину страницы. Во всяком случае, текст «О Маэглине» Толкин дорабатывал не раньше «Шибболета», около 1970 г (WJ:316), а рассказ об имянаречении Маэглина определенно содержит перекличку со старой концепцией.

Второй возрастной рубеж – это пятидесятилетие. К этому моменту  у Эльдар заканчивается физическое взросление, с этого времени они могут вступить в брак. Правда, помолвку можно заключить и раньше, в детстве. Брак взрослых Эльдар уже никем не может быть запрещен, хотя жениться, не спросив родителей, считается «грубостью и неуважением к семье». Считается, что в таком случае брак связывает только любящих, а не их семьи. А вот помолвка ранее брачного возраста подлежит обязательному обсуждению родителей. Следовательно, брачный возраст, 50 лет, совпадает с достижением «правоспособности», с совершеннолетием.

Наконец, есть последний рубеж – зрелость, когда Эльдар «становились взрослыми». Очевидно, имеются в виду уже не телесные, но психологические и духовные аспекты взросления. В тексте назван срок 100 лет (надо полагать, от рождения), при этом дается понять, что разные эльфы взрослеют далеко не одинаково (and for some a hundred years would pass before they were full-grown – и для некоторых могло пройти 100 лет, прежде чем они становились взрослыми). Отмечено также, что женщины взрослеют быстрее мужчин. Если следовать тексту буквально, получается, что 100 лет – это наибольший из возможных сроков. Тем не менее, в истории Финвэ и Мириэль (фактически, это продолжение «Законов и обычаев») даются несколько иные числа. Феанор был «почти взрослым» (wellnigh fullgrown), к моменту рождения Нолофинвэ (MR:239). Двумя страницами раньше: между изданием Статута и расторжением брака (Мириэль дали время подумать) протекло десять лет (естественно, десять лет Древ), еще три года спустя был заключен брак Финвэ с Индис (MR:237). Толкин привел в согласие с этими сведениями написанные несколькими годами раньше «Анналы Амана», дата рождения Феанора исправлена на 1169, введены новые статьи: «1172 Приговор Манвэ касательно браков Эльдар»; «1185 Финвэ женится на Индис из Ваньяр». Дата рождения Нолофинвэ осталась прежней – 1190. Как я объясню в демографическом очерке, наиболее вероятное время рождения, как мне представляется, - несколькими годами позднее. Даже если поверить дате, Феанору к тому моменту исполнилось 200 солнечных лет, а его еще не считали взрослым.

Так сто или двести лет? Противоречие, фактически, в одном тексте. В действительности, «психологическое» взросление – это настолько неопределенная величина, что разные Эльдар должны были составить разные мнения на этот счет, даже если бы они жили в одну эпоху и в одной стране. В случае с Феанором контекст слова full grown, приблизительно, можно уяснить: «As soon as he might (and he was wellnigh fullgrown ere Nolofinwe was born) he left his father’s house and lived apart from them, giving all his heart and thought to pursuit of lore and the practice of crafts - Как только он смог (а ко времени рождения Нолофинвэ он был почти взрослым) он оставил дом отца и стал жить отдельно, отдавая все сердце свое знанию и искусствам» (MR:239). Речь идет о самостоятельности.

 

Только один из этих трех моментов в жизни эльфа был строго определен во времени (совершеннолетие). В правовом смысле, вероятно, имел значение только этот рубеж. Но в целом, взросление имело несколько аспектов. Подведем итог:

Приблизительно к 10-12 годам – становление индивидуальности и появление lámatyáve.

Ровно 50 лет – совершеннолетие и возможность вступить в брак

Очень приблизительно 100 или 200 лет – психологическая зрелость и достижение самостоятельности.

Взросление эльфов: история  вопроса

Вопрос имеет свою историю. На ранних этапах развития легендариума у Толкина не существовало особого взгляда на эльфийское взросление. В «Ранних Анналах Белерианда» брак Исфин (Арэдэль) с Эолом отнесен к 171 г., а уже в 192 Маэглин приходит в Гондолин, а значит, рос он как человек. В «Позднейших Анналах Белерианда эти даты сохраняются, правда, с переносом на сто лет вперед (271 и 292), а потом еще на двести лет (471 и 492). В «Серых Анналах», не ранее ноября 1951 г., автор изменил эти даты: бракосочетание произошло в 316 г., путешествие в Гондолин - в 400 г., добавлена заметка о рождении Маэглина – 320 г. (WJ:47). Вероятно, мысли о долгом взрослении эльфов появляются у Толкина именно тогда. Наконец, около 1958 г. на втором этапе работы над «Позднейшей Квэнтой Сильмариллион» были написаны «Законы и Обычаи», послужившие главным источником нашего очерка. Тем не менее, около 1959 г. (вместе с «Атрабэт»), наверняка позднее «Законов и Обычаев», появляется еще один любопытный источник.

В тексте «Аман» из «Преображенных мифов» появляется очень странное, но недвусмысленное сообщение: «On Earth (здесь имеется в виду Средиземье противопоставленное Аману, см. контекст – А.) while an elf-child did but grow to be a man or a woman, in some 3000 years forests would rise and fell... На Земле за три тысячи лет - время полного возрастания эльфа - поднялись и исчезли бы леса...» (MR:426). Как нетрудно догадаться, в основе этого откровения лежит нехитрая арифметика: если один йен – это «эльфийский год», тогда 144×20 = 2880, правильно? Остается, правда, загадкой, как могли вырасти за время Долгого Мира Финдуилас, Маэглин, Пенголод, Воронвэ! И как Эльронд, двенадцатилетний сорванец, в 1695 г. В. Э. мог возглавить войско? Принимая эту всерьез эту «мимолетную концепцию», пришлось бы отправить всю хронологию в архив, либо разрушить до основания легендариум \ до камня. Схоластическое, антиисторичное измышление!

Любопытнее иное - текст «Аман» сам по себе, помимо этой «концепции» и странного определения Лет Валар, мог бы считаться весьма надежным источником! Он был создан как приложение к «Атрабэт» и лишь по недосмотру издан отдельно от этого текста (MR:424). На «Атрабэт» сам автор ссылается в «Преображенных мифах» много раз, для него это, в какой-то степени, авторитетный источник. Помимо замечаний из области хронологии, авторские рассуждения в «Амане» весьма убедительны. И эти брошенные вскользь мысли не играют значимой роли в концепции произведения.

Вот как опасно строить свои рассуждения на единичном свидетельстве не опубликованного самим Профессором текста, хотя бы из десятого тома или двенадцатого. Этот случай также утверждает меня в недоверии к умозрительной теории – без подтверждения конкретно-исторических данных.

Очерк эльфийской демографии

Прежде чем говорить о численности эльфов на какой-то момент, надо понять, как она менялась. Ведь в нашем распоряжении только одно число – число воинов Гондолина в Битве Бессчетных слез, и на нем будут основаны все расчеты применительно к другим моментам истории.

Демография изучает движение населения: естественный прирост и искусственный (миграции). Естественный прирост складывается из рождаемости и смертности. Как известно, жизнь эльфов – это жизнь Арды, и применительно к этому народу можно говорить не о смертности, но только о потерях. Разумеется, никакой закономерности здесь вывести нельзя, это часть событийной истории. О потерях я напишу в особом разделе статьи, здесь же отмечу один основной момент.

Умерший эльф навсегда покидает Средиземье: «Перевоплотившиеся, как правило, должны были оставаться в Амане» (MR:339). История Глорфиндэля – случай исключительный, см. «Последние работы». Идея о втором рождении, еще разрабатывалась в «Законах и Обычаях», но исчезает из материалов «Атрабэт».  В Валиноре II-III Эпох, должно быть, собралось множество Возрожденных, однако написать историю Бессмертных земель в эти времена мы не можем.

Здесь же я остановлюсь на рождаемости. У эльфов рождаемость (в мирное время) составляют такие факторы как возраст и вероятность вступления в брак, число детей в браке, время между вступлением в брак и рождением первого ребенка, интервалы между рождениями.

«Законы и обычаи Эльдар» предлагают ответы на все эти вопросы. Остановимся только на самых важных моментах. Предоставим слово Эльфвинэ:

«Брак, кроме лишь редких несчастных или странных случаев, есть естественный образ жизни для всех эльдар.» (‘Marriage, save for rare ill chances, was the natural cource of life for all the Eldar’) (MR:210)

«По большей части Эльдар вступали в брак в юности, вскоре по достижении пятидесяти лет» (‘The Eldar wedded for the most part in their youth and soon after their fiftieth year.’) (ibid.)

«Редко в каком доме бывало более четырех детей, и число их становилось меньше с течением лет, но даже в древние дни, пока Эльдар было еще немного, и они стремились увеличить свое число, Феанор был известен как отец семи сыновей, и в историях не сказано ни о ком, кто превзошел его.» (‘There were seldom more than four children in any house, and the number grew less as ages passed; but even in days of old, while the Eldar were still few and eager to increase their kind, Feanor was renowned as the father of seven sons, and the histories record none that surpassed him’) (ibid)

«Но в каком бы возрасте они ни вступили в брак, их дети рождались спустя краткое время после свадьбы. Краткое по счету Эльдар. По счету смертных часто проходит много времени между венчаньем и появлением первенца, и еще больше – между рождениями». (‘But at what age they married, their children were born within a short space of years after their wedding. Short of the Elves reckoned time. In mortal count there was often a long interval between the wedding and the first child-birth, and even longer between child and child’). (MR:212)

О продолжительности всего репродуктивного периода в браке говорит следующая цитата:

«Несомненно, они могут сохранять многие века способность иметь потомство, если их воля и желание не были удовлетворены, но с осуществлением возможности желание скоро угасает, и мысли обращаются к другим вещам.» (‘Doubtless they would retain for many ages the power of generation, if the will and desire were not satisfied; but with the exercise of the power the desire soon ceases, and the mind turns to other things.’) (MR:213)

И еще одно интересное свидетельство:

«Однако любому из Эльдар показалось бы печальным, если бы супруги разлучились во время ожидания ребенка или в первые годы его детства. Потому Эльдар зачинают детей только в дни счастья и мира, насколько это возможно.» (‘Yet it would seem to any of the Eldar a grievous thing, if a wedded pair were sundered during the bearing of a child, or while the first years of his childhood lasted. The Eldar would beget children only in days of happiness and peace if they could.’) (ibid)

Однако, как мы уже отмечали, все единичные свидетельства текстов надо согласовать с исторической традицией, если такая операция возможна. Притом некоторые пассажи из «Законов и обычаев» кажутся неточными и расплывчатыми. Проверим и уточним эти сообщения!

Рождаемость и война

Я начну именно с этого сюжета. Сбросив со счетов военный фактор, рискуем сильнее всего ошибиться в наших оценках. Что же можно сопоставить с цитатой: «...Эльдар зачинают детей только в дни счастья и мира...»?

Слова Финрода из «Атрабэт»: «Сейчас война, Андрэт, а в такое время эльфы не женятся и не рожают детей» (MR:324). Разговор происходит около 409 года (MR:307), даже Долгий Мир – это война для Эльдар... По крайней мере, с точки зрения Нолдо, по крайней мере, во владениях Севера, вне пределов Сокрытых Королевств. Однако надо вспомнить контекст: Финрод открывает собеседнице, что ее любовь к Аэгнору не осталась безответной и пытается объяснить, почему же его брат покинул человеческую женщину. Поэтому, слова «в такое время эльфы не женятся» – может быть, не стоит трактовать слишком категорично. Бросается в глаза, что в «Законах и обычаях» сказано только о снижении рождаемости. О браках говорится иное: «В древние дни, в тревожные времена, во время бегства, изгнания и странствий, такие браки (без празднества, объединившего семьи жениха и невесты – А.) были часты» (‘In days of old, in times of trouble, in flight and exile and wandering, such marriages were often made’) (MR:212). Сравнив оба источника, можно заключить, что такие времена были неблагоприятны и для браков, и для рождений, но рождаемость падала сильнее.

Если приглядеться, Финрод и автор «Законов и обычаев» объясняют нежелание иметь детей немного по-разному. Повторю аргумент Эльфвинэ: «...любому из Эльдар показалось бы печальным, если бы супруги разлучились во время ожидания ребенка или в первые годы его детства.» Мотивация Аэгнора (в передаче брата) несколько иная: «Сейчас война, Андрет, а в такое время эльфы не женятся и не рождают детей; они готовятся к смерти - или к бегству. Аэгнор, как и я, не верит, что осада Ангбанда долговечна. А когда она падет, что станет с этой землей? Послушайся Аэгнор своего сердца, он взял бы тебя и сбежал - на восток, на юг, - куда глаза глядят, бросив и своих, и твоих родичей. Любовь и верность удержали его». То есть князь разрывался бы между своим народом и семьей, хотя, разумеется, в случае Аэгнора и Андрэт не это было главным препятствием к браку.

Поэтому, как я полагаю, Эльфвинэ несколько упрощает картину, к его объяснению можно кое-что прибавить. Быть может, сам психологический климат не располагал, особенно в случае с Изгнанниками, да и в «Законах и обычаях» было сказано: «в дни счастья и мира».

Теперь обратимся к биографиям! Удивляет, как мало эльфов из дома Финвэ появились на свет в Белерианде. Маэглин, Финдуилас, Гиль-Галад... Как и остальные представители рода Куруфин и Аротир/Артахэр/Ородрэт определенно родились в Амане (PM:317, 346). На мой взгляд, все это подтверждает прежние свидетельства. Известно также, что Гвиндор и Финдуилас были помолвлены (WJ:83), но в брак не вступили. Они могли познакомиться после Браголлах, когда Финдуилас вместе с отцом нашла убежище в Нарготронде. Срок помолвки в иных обстоятельствах мог бы составить всего один год (MR:211) - возможно, свадьба была отсрочена именно из-за войны. Другой случай – у Галадриэль и Келеборна. Они, как известно, женились в Белерианде, но, кажется, детей заводить не спешили, даже живя за Завесой. Конечно, говоря об Арде опасно делать выводы по умолчанию... Амрот (если он действительно был их сыном) родился между 350 и 400 г. (UT:II, 4). Если бы другой ребенок (Келебриан) родился вскоре после бракосочетания, около 100 года после Исхода, то промежуток между появлением двух детей (850-900 лет) представляется слишком большим, как я объясню в другой части работы.

Возможно, у Синдар дело обстояло не так. В горах Митрима существовало поселение Синдар, где, как известно, был воспитан Туор. В сказании о Туоре они названы в одном месте «маленьким народом» (‘small people’), в другом «компанией Аннаэля» (‘Annael’s company’).  «Большинство женщин и всех детей из компании Аннаэля в Митриме отослали на юг», прежде чем народ окончательно покинул родные края (Most of the woman and all the children of Annael’s company in Mithrim were sent away south’). В этот период, согласно нашим дальнейшим расчетам (в других частях статьи), доля детей в населении (до 50 лет) даже при нормальной рождаемости не должна была превышать 2 %. Но дети в поселении существовали в числе достаточном, чтобы составить определенную группу, возрастной класс населения. А народ-то маленький. Поэтому я не уверен, что в период Долгого Мира рождаемость в этом клане митримских синдар снизилась катастрофически.

Можно обнаружить любопытное явление – если я не ошибаюсь, все нолдор, о которых известно, что они родились в Белерианде, происходили от смешанных браков: Маэглин, Пэнголод (WJ:396), Воронвэ (UT:I, 1), Финдуилас (PM:350), Гиль-Галад (ibid.), Эльронд, Эльрос, Эарэндиль. Кажется, Синдар, действительно сильнее стремились завести детей. Я думаю, здесь кроется глубокое различие в менталитете Изгнанников и уроженцев Белерианда. Для одних Долгий Мир – это мир, для других – лишь затишье на линии фронта. Нолдор вернулись в Эндорэ за возмездием и Сильмариллями, пока не исполнена сверхзадача, они пребывали \ чувствовали себя в состоянии перманентной войны. Да и контраст с безмятежной жизнью Амана должен быть разителен. Синдар же не чувствовали полной безопасности даже до Первой Битвы – гавани Фаласа уже к этому моменту были окружены стенами (Silm. < WJ:16), Тингол полторы тысячи лет собирал оружие в арсеналах Менегрота (WJ:12), да и сам Менегрот строился как крепость (WJ:10). Еще раньше, в горах Западного Белерианда эльфам приходилось воевать с Малыми Гномами, которых они принимали за агрессивных двуногих животных (WJ:388). Потом, во времена Осады Ангбанда, тяготы войны ложились, в основном, на плечи участников осады, Синдар могли и не заметить серьезных перемен до того момента (после Дагор Браголлах), когда война добралась и до них. Приходится признать, высказывание Финрода отражает чисто нолдорский взгляд на Осаду.

Конечно, строгих правил не было. В порядке исключения, рожали детей и Нолдор, как показывает история рода Финвэ. Не все боялись разлуки детей с родителями, есть сведения, что Эльронд и Эльрос родились в отсутствие отца.

Ринглин, не учитывая влияние военного фактора на рождаемость, на наш взгляд, допустил серьезную ошибку в расчетах.

Наши выводы. В военное время резко падает рождаемость и, в меньшей степени, частота браков. Расставание супругов – не единственная тому причина. Понятия о войне бывали достаточно субъективны: так весь период до Браголлах Нолдор считали войной, Синдар – нет. Соответственно, рождаемость у Синдар во времена Долгого Мира оставалась высокой.

Демография мирного времени

Брачность

Этот очерк придется начать с банального: эльфы женятся лишь однажды.

Вопрос о повторном браке при расторжении старого подробно освещен в истории Финвэ и Мириэль. Такое возможно в единственной ситуации - если один из супругов до конца времен остается в Мандосе. «Случаи, в которых может быть заключен повторный брак, редки, но пользуются этой возможностью еще реже» (MR:239), до Сокрытия Валинора история короля Нолдор оставалась единственным прецедентом. В Средиземье Эльдар, ничего не зная о решениях Валар, не имели такой возможности, ведь « кто из живущих может предугадать приговор Мандоса?» (MR:235). О Валиноре после Сокрытия ничего не знаем мы. Так, в очерке демографии, повторные браки можно не принимать в расчет.

Эльфийские брачные традиции подробно описаны в «Законах и обычаях Эльдар», не место их пересказывать здесь. Нас занимают только два вопроса: все ли эльфы вступали в брак и каков брачный возраст? Напомним, что говорят нам «Законы и обычаи».

«Брак, кроме лишь редких несчастных или странных случаев, есть естественный образ жизни для всех эльдар.» (‘Marriage, save for rare ill chances, was the natural course of life for all the Eldar’) (MR:210). «По большей части Эльдар вступали в брак в юности, вскоре по достижении пятидесяти лет» (‘The Eldar wedded for the most part in their youth and soon after their fiftieth year.’) (ibid).

Нужно заключить, что первое мнение невозможно опровергнуть, располагая теми данными, которые у нас есть; второе, если принять его буквально, впадает в безвыходное противоречие со всей исторической традицией.

Вероятность вступления в брак

Проблему безбрачия можно обрисовать следующим образом. Известно, что все четверо вождей Великого Похода были женаты. Из эльфов первых поколений подавляющее большинство состояли в браке, как явствует из жалобы Финвэ после смерти Мириэль: «Один среди Эльдар я не имею жены» (‘Alone among the Eldar I have not wife’) (MR:237); здесь, однако, можно усмотреть некоторое риторическое преувеличение. Все сыновья его, как известно, вступили в брак. Но в следующих поколениях Дома Финвэ, как явствует из «Шибболета», довольно многие даже к возрасту 2-4 тысяч лет остались холостыми: Маэдрос, Келегорм, Фингон, Гиль Галад. Но, раз их жизни оборвались, кто может поручиться, что они остались бы без супруг навсегда? Скорее, это говорит о практике поздних браков, а не о безбрачии? Повторим другую цитату из «Законов и обычаев»: «Несомненно, они могут многие века сохранять способность иметь потомство, если их воля и желание не были удовлетворены».

Но вне сомнения, некоторые эльфы не никогда вступали в брак из-за неразделенной любви. Финрод вполне определенно говорит Андрэт о своем брате: «Ради тебя не возьмет он невесты из своего народа и останется один до конца» (For thy sake now he will never take hand of any bride of his own kindred, but live alone to the end) (MR:324). Он даже не пожелал возрождения после смерти (ibid). Если бы не второй брак Финвэ, Индис, по словам Мандоса, также могла бы остаться бесплодной. (MR:247). Но так бывало не всегда, иначе и повторные браки стали бы невозможны. Так, например, о любви Нэллас к Турину сказано: «Но Нэллас из Дориата больше никогда его не видела, и его тень его оставила» (‘But Nellas of Doriath never saw him again, and his shadow passed from her’) (UT:I, 2). В общем, известно довольно много случаев неразделенной любви. Среди потомков Финвэ надо назвать Келегорма, Маэглина и, возможно, Келебримбора (см рассказ об Элессаре из «Истории Галадриэль и Келеборне, правда здесь Келеримбор назван мастером из Гондолина). Случай Аэгнора и Финрода несколько иной. Гвиндор, Нэллас, Даэрон. Правда, все эти персонажи стали участниками  драматических событий, связанных с роком Арды; может быть простых бессмертных такое несчастье чаще обходило стороной. Так или иначе, речь идет о меньшинстве эльдар. И неясно, остались бы вне брака Келегорм, Маэглин и Гвиндор, если бы они жили дольше.

Вывод: у нас нет особых оснований отрицать утверждение «Законов и Обычаев», что большинство эльфов состояли в браке. С необходимой оговоркой: эльф должен прожить значительно дольше среднего брачного возраста.

Возраст вступления в брак

Возвратимся к цитате: «По большей части Эльдар вступали в брак в юности, вскоре по достижении пятидесяти лет». Это момент моего принципиального несогласия с Ринглином. Он стремится спасти это свидетельство любой ценой, теряя  убедительность рассуждения.

Поясним. Ринглин совершенно правильно отмечает: хронология  «Законов и Обычаев» - это солнечная хронология. Если бы эльфы взрослели за 50 Лет Дерев или 500 солнечных, ни Маэглин, ни остальные дети Долгого Мира не успели бы вырасти. (Следовательно, и брачный возраст назван в солнечных годах, если, конечно, обойтись без надуманного предположения, будто бы в основном тексте и в предисловии Эльфвинэ речь идет о разных годах. Это противоречит контексту, потому что о сроках окончательного взросления и о брачном возрасте говорится в соседних предложениях, ясно, что под «50 годами» понимается достижение зрелости. (MR:210). Итак, 50 лет солнца.)

Итак, 50 солнечных лет. Три с половиной тысячи – время жизни Нолдор в Валиноре. Законный вопрос – сколько новых поколений могло появиться за этот срок? Тридцать? Пятнадцать? В роду Финвэ – только три. Очевидно, Эльфвинэ ошибся на порядок, занизив возраст браков раз в десять, если, конечно, понимать его слова буквально. Может быть, после Исхода брачный возраст изменился? Но как такие резкие перемены стали возможны? Как полагает Ринглин, «вполне вероятно, что обычаи и не менялись формально - просто до восхода Луны и Солнца эльдар воспринимали мир по-иному и жили "медленней"». Такая гипотеза устроит только сторонника старой космогонии «плоской Земли», но не устроила бы Профессора: последние 15 лет жизни он считал, что Солнце существовало от начала Арды, это не было мимолетной идеей.

Но как бы мы не относились к метафизике «Преображенных мифов», Приложения к Властелину Колец уважают все. Если Ринглин прав и в Белерианде Эльфы вступали в брак так рано, как убеждает нас Эльфвинэ, то этот обычай мог бы сохраниться и в дальнейшем, верно? Если «длина поколения» у Эльдар, как настаивает Ринглин, равна одному йену, то от начала Второй Эпохи до Эрэгионской войны появились двенадцать новых поколений? А что говорят источники? У нас немного биографических сведений и подробную картину они, конечно, не дают, но самое приблизительное представление можно составить. Гиль Галад прожил более 3,5 тысяч лет и не был женат. Эльронд женился в именно этом возрасте. Келебриан едва ли была намного моложе супруга. Она могла родиться в конце Первой Эпохи или в начале Второй – точная дата не указана, зато известно, когда вступили в брак ее родители. Арвэн ждала Арагорна три тысячи лет. Ее братья к этому возрасту, кажется, еще не были женаты. Трандуил поселился в Зеленолесье еще в начале Второй Эпохи, его сын Леголас, очень возможно, не был женат. Два поколения за шесть тысяч лет – не маловато ли? Добавим данные неканонического источника. Если считать Амрота сыном Галадриэль, то он родился между 350 и 400 гг. В. Э., если он был сыном Амдира-Малгалада – не позднее Войны Последнего Союза. К 1981 г. ему было две тысячи или пять тысяч лет, он так и не вступил в брак (UT:II, 4). Конечно, эти сведения не точны и нерепрезентативны. Возможно, обыкновенный возраст новобрачных был много ниже, но, извините, не пятьдесят лет. Едва ли брачный возраст понизился по сравнению с Предначальной Эпохой. Скорее, наоборот.

Итак, остаются шесть сотен лет Белериандских войн. Всего лишь эпизод в истории Старшего Народа – правда, самый яркий эпизод. Время было военное и, как свидетельствуют слова Финрода, Нолдор стали реже вступать в брак, не заводили детей. Предположим, что они женились так рано (по непонятным причинам), хотя Сильмариллион и Серые Анналы и не дают этих сведений. Почему же брачная практика в этот недолгий и неспокойный период представлена Эльфвинэ как эльфийский обычай на все времена? Скорее, он пересказал бы традиции более поздних эпох?

По всей видимости, буквальное понимание этого фрагмента из «Законов и Обычаев» – это ложное понимание.

Если единичное свидетельство неканонического источника противоречит множеству других - можно ли его отбросить? Без сомнения. Но я бы предложил более тонкий путь к разрешению противоречия.  Понял ли слова эльфов Эльфвинэ? И понимаем ли мы?

В авторском комментарии к «Атрабэт» есть любопытные слова: «Аэгнор погиб вскоре после этого разговора» (‘Aegnor perished soon after this conversation’) (MR:335). Редакторское примечание: «В действительности, (курсив мой – А.) через 46 лет» - (MR:357). Профессор пойман на ошибке? Но возвратимся к тексту! В том же абзаце читаем: «Вероятно... Андрэт тоже погибла в это время... Но она была бы уже глубокой старухой.» (‘It is probable... that Andreth herself perished at this time... But she would then be a very old woman’). Ошибка автора или близорукость редактора? Автор текста, как видим, прекрасно осознает, что Андрэт состарилась за «недолгое» время. Следовательно, он мыслит время... по эльфийски.

Теперь, возвращаясь к злосчастной цитате, мы сможем по-иному прочесть слова: «вскоре по достижении пятидесяти лет». Поймем ли мы, что значит «вскоре» для бессмертного существа в каком-то конкретном контексте? И существует ли точное значение вообще? Автор «Законов и Обычаев» – человек (MR:208), но писал он по эльфийским свидетельствам! Правильно ли он сам понял все эти свидетельства? В устах Эльфа эти слова могли бы звучать, скажем, так: «Эльдар заключают браки в начале жизни, вскоре (по нашему счету) после совершеннолетия». Живут они до конца Арды. Высока ли точность подобных высказываний?

Строить подробные расчеты на этом свидетельстве нельзя.

Число детей в браке

«Редко в каком доме бывало более четырех детей, и число их становилось меньше с течением лет, но даже в древние дни, пока Эльдар было еще немного, и они стремились увеличить свое число, Феанор был известен как отец семи сыновей, и в историях не сказано ни о ком, кто превзошел его.» (‘There were seldom more than four children in any house, and the number grew less as ages passed; but even in days of old, while the Eldar were still few and eager to increase their kind, Feanor was renowned as the father of seven sons, and the histories record none that surpassed him’) (MR:210).

Согласно «Шибболету», Финвэ и Индис, Финголфин и Анайрэ, Финарфин и Эарвэн произвели на свет по четыре ребенка на семью. Судя по всему, именно таков был состав средней валинорской семьи. Точные данные для других супружеских пар почти отсутствуют. По мнению Финвэ, в нормальной семье должно быть не менее трех-четырех детей: «Один я среди эльдар не имею жены, и нет надежды у меня на рождение сыновей более одного, и ни одной дочери у меня не будет». (‘Alone among the Eldar I have no wife, and must hope no sons save one, and no daughter’)(MR:237). Как говорит Финвэ, «Ингвэ и Олвэ в блаженстве Амана породили много детей» (‘Ingwe and Olwe beget many children in the bliss of Aman’)(MR:206) – это означает, трех или более. У Олвэ были «сыновья» (сноску Сильм) и как минимум одна дочь, Эарвэн. Бывали и более многодетные семьи, в ранних материалах по роду Финвэ говорилось, что Эарвэн (Silm) и Индис (MR:207, 238, 262) родили по пять детей. Считалось, что одного-двух детей в семье явно недостаточно. Именно на этом основании король Нолдор обратился к Манвэ с просьбой о дозволении вступить во второй брак (MR:237).

В источниках упоминается довольно много малодетных семей, но все это аномальные случаи. Идриль осталась единственным ребенком, потому что ее мать погибла на Хэлькараксэ (Silm., ch.16) и, следовательно, не успела родить других детей. Арэдэль не успела родить более одного ребенка, ее брак с Эолом продолжался лишь 80 лет (WJ:48): как будет показано в следующем (разделе), между рождением детей проходило довольно много времени, обыкновенно не менее ста лет. Вероятно, именно по этой причине Аротир-Ородрэт, уже в Белерианде взявший в жены «леди из Синдар Севера», произвел на свет только двоих детей – Финдуилас и Гиль Галада (PM:350): у них могло не хватить времени. По этой же причине Идриль и Лутиэн родили только по одному ребенку. Сама Лутиэн – единственный ребенок в семье: майар несвойственно производить потомство, замужество девы-майа – случай уникальный.

В других случаях наши генеалогические сведения явно неполны и нам неизвестно число детей в той или иной семье. Экскурс о потомстве Феанора в «Шибболете» не продвинулся дальше набросков и непонятно, сколько детей было у Маглора, Куруфина, Карантира. Генеалогическое древо (UT:II, 4) потомков Эльмо, брата Тингола, также представляется неполным. Кажется, эта родословная была нарисована специально, чтобы показать, в каком родстве с Тинголом состояли Нимлот и Келеборн. Заключить «по умолчанию», что у Эльмо не существовало других потомков - наивно. Попал бы Келебримбор в Повесть Лет Второй Эпохи, если бы не он творил Кольца?

Но может быть, семьи Уманьяр чем-то отличались от валинорских? Мне это представляется маловероятным, эльфы всех народов имели единую психо-физическую природу. В Первую Эпоху увядание эльфов, живших в Средиземье, только начиналось и не принесло заметных последствий. «Те из нас, кто всегда жил в Средиземье, и даже мы, что лишь недавно вернулись сюда, - все квэнди уже теперь чувствуют, что тела их меняются быстрее, чем вначале. И это кажется мне предвестием того, что они окажутся слабее, чем были задуманы, хотя пройдет еще много лет, прежде чем разрушение станет заметно.» (MR:309). Поэтому я принимаю рабочую гипотезу: в целом, данные о многодетности Валинорских семей приложимы и к истории Серых Эльфов. В сообщении о четырех детях, процитированном в начале главы, речь не идет специально о народе Амана. Однако должен оговориться, прямых указаний источников о составе нормальной синдарской семьи у нас нет.

 

Наш общий вывод: в Первую Эпоху нормальной была семья с четырьмя детьми. Более многодетные супружеские пары редки; небольшие семьи с одним-двумя детьми появлялись спорадически, из-за расставания или гибели родителей.

По прямым указаниям источников нельзя проследить, менялось ли среднее число детей на один брак на протяжении Первой Эпохи. Наши данные о составе полной семьи относятся к первому-второму поколению (потомство Ингвэ, Олвэ, Финвэ, жалоба к Манвэ короля Нолдор и семьи его детей). Уже в поколении его внуков брачный возраст заметно повышается (перекрестную ссылку на другой раздел), но об их потомстве известно немногое. Чем объясняется снижение брачности? Можно вернуться к цитате из «Законов и Обычаев»: «...но даже в древние дни (days of old), пока Эльдар были еще немногочисленны и стремились увеличить свое число, Феанор был известен как отец семи сыновей...» Days of old – это не решение (вероятнее всего, древними днями названа вся Первая Эпоха). Важно другое: плодовитость Эльдар в это время связывается не с явлениями «природного» порядка, а с «желанием увеличить свое число», пока это число еще невелико. Но (ко времени Исхода – найти ссылку на Сильм) Нолдор стали «поистине многочисленным народом», и с некоторым ослаблением такого «желания»  можно связать поздние браки у внуков Финвэ. Однако в «Законах и Обычаях» речь идет именно о многодетности! Можно предположить, что в этом поколении стали рожать меньше детей?

Наивно полагать, будто Нолдор настолько озаботились проблемами народонаселения («пять тысяч – мало, сто – достаточно»), что каждая семья выстраивала свою демографическую политику на этих расчетах. Предполагаю, все зависело от размеров отдельного рода: эльф третьего-четвертого поколения от рождения был окружен вниманием множества, тетушек и двоюродных братьев, в такой плотной социальной среде эльф чувствовал себя комфортно и не слишком рано задумывался о создании собственного «дома». Наверное, у Перворожденных было несколько иное мироощущение: им-то и предстояло создать этот многочисленный род. Жалобу Финвэ, опечаленного перспективой остаться отцом единственного ребенка, можно представить как иллюстрацию. Но я не утверждаю, что речь всегда идет об осознанных мотивах. Просто эльфы поздних поколений жили в несколько ином ментальном климате, и это могло отразиться на демографических структурах. Естественно, и ментальности, и структуры менялись медленно. Среднее число детей в браке могло бы вместо четырех составить три-четыре? Повторяю и подчеркиваю, наши рассуждения о небольшом сокращении плодовитости гипотетично и не может получить прямого подтверждения в конкретно-биографических материалах.

Остается сказать несколько слов о Поздних Эпохах.

(работа не окончена)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

zzzzzzzz