Иван Котляров. Очерки экономики Арды (1)

Опубликовано в "Палантире", №51

 

Это начало. Продолжение статьи здесь: http://tolkien-study.org/index.php/article-collection/302-ivan-kotliaroff-economics-2


Предварительные замечания

Экономические аспекты жизни в Арде являются, несомненно, одним из наименее разработанных вопросов толкинистики - насколько мне известно, на русском языке существуют только две полноценные работы [1, 8], рассматривающих эти моменты. Изредка дискуссии на эту тему возникают на тематических форумах (можно сослаться на [2] и [6] - в которых активное участие принимал и автор этот строк), но, как правило, угасают, не успев прийти к сколько-нибудь определенным выводам.

Основная причина такого состояния вопроса - удручающая нехватка информации по экономической жизни Арды в трудах Профессора: Толкин, мягко говоря, не был энтузиастом экономики, поклонники же его творчества в этом смысле следуют за ним и проявляют мало интереса к данной проблематике, что, как мы видим, серьезно затормозило ее разработку.

При этом следует признать, что экономика в мире Арды, несомненно, есть - что явствует из самого ее определения как деятельности1, направленной на удовлетворение неограниченных человеческих потребностей (в нашем случае - еще и гномьих, и орочьих; вопрос об ограниченности или неограниченности потребностей эльфов нужно рассматривать отдельно) при помощи ограниченных ресурсов, а в текстах Профессора мы периодически находим упоминания об ограниченности ресурсов (голод в суровые зимы, истощение горных жил), и нет оснований предполагать, что потребности населения Арды не были неограниченными (вспомним хотя бы желание Королей Нуменора продлить жизнь - что с точки зрения экономики есть не что иное, как потребность). Впрочем, в текстах есть и более прямые свидетельства о наличии в Средиземье экономики в привычном нам обыденном понимании - упоминания о торговле (в том числе - и с использованием денежных расчетов), информация об имущественном расслоения населения, об использовании рабов, о выплате дани, есть понятие «сокровища». Этой информации, как и было сказано выше, немного, тем не менее, опираясь на нее и на данные о мире Арды вообще, а также используя общие экономические законы, в принципе можно построить более или менее цельную картину экономического состояния Арды.

Тут можно задать вопрос - а правомерно ли применять научный аппарат, разработанный для земной экономики, для анализа экономики Арды - мира мифопоэтического [3]? На мой взгляд, ответить на этот вопрос следует положительно. Дело в том, что хотя экономика, как, например, и география, несет в мире Толкина характерную для мифопоэтического пространства смысловую нагрузку [3] - в частности, экономические явления, расцениваемые автором текста как негативные (например, грабительская экономика, рабство или механизация производства в ущерб экологии) характерны только для социальных структур с отчетливо негативной коннотацией2 (орки, Нуменор после Падения и Саруман в последние годы в Изенгарде, а затем в Шире соответственно), - основные законы и принципы экономической теории применимы для всей земной истории3 (независимо от общественной формации, уровня развития технологий и т.д.) - меняться могут лишь значения коэффициентов и количество переменных в уравнениях, при помощи чего учитывается специфика конкретной стадии развития экономики (речь идет именно об экономической теории, а не экономической идеологии, постулировавшей, например, разные экономические законы для социализма и капитализма). Нет оснований предполагать, что эти законы не будут действовать в Арде. На одном частном примере это было блестяще продемонстрировано в [8] - хотя и не со всеми выводами уважаемого автора можно согласиться, главное, тем не менее - тот факт, что для моделирования экономики Арды была использована классическая производственная функция с поправкой для учета специфики мира.

Предлагаемое вниманию читателей исследование экономики Арды направлено на исследование закономерностей и процессов, на которых базировалась хозяйственная жизнь Средиземья и которые носят достаточно общий характер. При этом я сознательно устраняюсь от анализа процессов социальных, чтобы избежать ненужных и, насколько можно понять, чуждых миру Профессора понятий общественных формаций, классовой борьбы, эксплуататорских и эксплуатируемых классов и т.д.

Исследование построено в виде серии независимых очерков, каждый из которых затрагивает один частный вопрос экономической жизни Арды. Я благодарен редакции журнала «Палантир» за принятие решения о публикации первого очерка из этой серии и надеюсь, что он найдет у читателей достаточный отклик для того, чтобы была целесообразна публикация дальнейших частей работы. Именно для того, чтобы упростить читателям анализ моей работы и побудить их участвовать в обсуждении вопроса я ссылаюсь только на источники, доступные в Сети (единственное исключение - тексты Профессора, но, полагаю, у всех читателей журнала «Палантир» эти книги есть) и на перевод Толкина на русский язык, а не на оригинальные англоязычные издания (с методологической точки зрения это не совсем корректно, но моей задачей я считал максимальное упрощения для читателя процесса изучения и критики моего очерка). Я осознаю, что моя попытка составить более или менее подробное описание экономики Арды по закону первого блина будет заведомо несовершенна и неполна4. По этой причине я буду признателен всем, кто укажет на неточности и огрехи в рассуждениях, а также предложит альтернативные модели и рассмотрит те вопросы, которые я не проанализировал. Присылать свои отзывы я приглашаю не только экономистов, но и текстологов, и всех интересующихся творчеством Профессора, ибо конечная цель работы - пробудить у читателей интерес к экономической стороне жизни Арды, и положить начало дискуссии, которая, хочется верить, приведет к подробному изучению, а в конечном счете - подлинному пониманию экономических механизмов, на которых покоится мир Профессора.

Общественное производство в мире Арды 5

Под общественным производством в экономике понимается процесс воздействия на предметы и силы природы для удовлетворения потребностей членов общества. Поскольку, как явствует из текстов [4] для Арды был характерен сельскохозяйственный уклад, я позволю себе сузить понятие общественного производства до обеспечения населения продукцией сельского хозяйства, то есть до производства продуктов питания. Отдельно уточню, что обеспечить население едой можно не только путем ее самостоятельного производства, но и путем обмена, а также отъема (на последнем зиждется военная экономика, характерная, как можно полагать [4], для орков).

В экономической науке принято описывать взаимосвязь между объемом производства Q и затраченными на его получение объемами факторов производства x1, x2,...,xn в виде производственной функции, которая в общем случае имеет следующую форму:

Q=f(xp x2,...,xn)          (1)

На практике до последнего времени в качестве факторов производства принимали труд L, капитал C (который может иметь как денежную, так и материальную форму - например, в виде станков и оборудования) и землю T (которая может включаться в капитал; имеются в виду не только посевные площади, но земля, используемая для экономических нужд - леса, горнодобывающие районы, - обобщенно говоря, все природные ресурсы). Необходимо понимать, что вычленение тех или иных факторов производства во многом определяется целями исследования и уровнем развития экономики и не является универсальным - что я постараюсь показать ниже. В нашем исследовании мы будем рассматривать землю в качестве отдельного фактора производства по причине ярко выраженной зависимости экономической жизни Арды от сельского хозяйства и природных ресурсов.

Формула (1) носит общий характер и не дает указаний на конкретную форму зависимости объема производства от затрат факторов производства. Существует довольно много видов записи производственной функции, дающих строгое описание этой зависимости, но наибольшее распространение получила производственная функция Кобба-Дугласа (изначально включала в себя только труд и капитал, земля рассматривалась как часть капитала и в формулу в качестве самостоятельного множителя была введена позднее):

Q=ATaCbLc (2),

где

A - коэффициент относительной производительности, связанный с уровнем развития технологий и естественными факторами, A>0;

a, b, c - коэффициенты эластичности производства по соответствующему фактору производства (показывают, на сколько процентов увеличится объем производства при изменении затрат соответствующего фактора производства на 1% - численно равны этому увеличению в процентах). Часто принимается, что a+b+c=1, но это не обязательное требование (вопреки указаниям Jackal’а), а лишь один из возможных вариантов6.

В своей работе Jackal выдвигает предположение, что, несмотря на сравнительно низкий уровень развития технологий (устоявшийся взгляд на этот вопрос - в плане развития технологий, по крайней мере, у людей, Средиземье примерно соответствует европейскому средневековью; именно примерно - для анализа нам пока достаточно такой приблизительной оценки, вопросы сходства и различия между толкиновским Средиземьем и европейским Средневековьем выходят за рамки данного очерка), процент занятых в сельскохозяйственном производстве (то есть прежде всего - в производстве продуктов питания) в Арде не отличался от аналогичного показателя для современной земной экономики - несмотря на колоссальную разницу в технологиях. Для США, например, этот показатель - 4%. Этот феномен Jackal объясняет существовавшим, на его взгляд, в Арде высоком (или даже очень высоком) значении коэффициента относительной производительности A (в данном контексте его можно весьма упрощенно трактовать как небывало высокую урожайность, плодородность земли Арды), благодаря чему, например, для прокорма орков Хитаэглира было достаточно узкой и неприметной горной долины, а «весь Имладрис питался с такого незначительного количества сельскохозяйственных угодий, которого сторонний путешественник мог вообще и не заметить» [8].

Это гипотеза позволяет Jackal’у сформулировать следующий вывод: «Экономика Арды не забыта Толкиеном и не укрыта в повествовании намеренно. Разность масштабов и результатов ардынского и земного хозяйства имеет естественные корни - в самой системе мироздания Арды» [8]. Модель сама по себе красивая и помимо строгого экономического подхода учитывает специфику мира Арды как мира мифопоэтического. Но насколько эта модель внутренне непротиворечива? Ведь по сути своей она основана на той предпосылке, что производительным сельскохозяйственным трудом занята ничтожная часть населения Арды, и, в определенной степени, сформулирована для того, чтобы доказать эту предпосылку (есть риск, что автор модели незаметно для себя попал в плен циркулярной логики). При отказе от этого исходного постулата модель перестает работать, точнее, оказывается избыточной. Попробуем ответить на два вопроса:

  1. Есть ли в текстах Профессора указания на то, что производительным трудом занята малая доля населения?
  2. Есть ли в текстах Профессора указания на небывало высокую производительность используемых ресурсов?7

На первый вопрос ответ будет, по всей вероятности, отрицательный. Однозначных прямых данных, к сожалению, нет, однако если мы обратимся к описанию хоббитов (именно их быт известен нам лучше всего), то увидим, что основная их масса занималась производительным трудом в своих индивидуальных хозяйствах (из текстов Профессора известно, что большая часть хоббитов селилась в домах, в норах жили либо только самые богатые, либо только самые бедные семьи [4]), а Толкин сообщает нам, что в домах жил прежде всего мастеровой люд. Однако имеет смысл вспомнить, что приятнее всего хоббитам были возделанные сельскохозяйственные угодья и что, уходя из Хоббитона, Фродо со спутниками шли через поля [4]. Это заставляет предположить, что не все жители домов были мастеровыми, среди них наверняка было немало мелких фермеров, да и у мастеровых могли быть свои подсобные хозяйства. Далее, вспомним, что большинство жителей Марей жили в наземных усадьбах - как и Мэгготы [4], а Мэгготы были семейством фермеров: соответственно, можно предположить, что фермерами могли быть и большинство жителей Марей, да и само слово «усадьба» подталкивает к такому выводу. На основании всего вышеперечисленного можно заключить, что доля занятых в сельскохозяйственном производстве в Шире была достаточно высока (и, в любом случае, не так мала, как это требуется по модели Jackal'a).

К сожалению, по областям расселения людей нет даже таких косвенных указаний, тем не менее, очевидно (и это явно сказано в описании модели Jackal’а [8]), что высокая производительность ресурсов является свойством мира, а не одной отдельно взятой местности. Поскольку же доля занятых сельскохозяйственным трудом в Шире говорит не в пользу гипотезы о чрезмерно высокой производительности ресурсов в Шире, то можно предположить, что высокая (соответствующая модели Jackal’а [8]) производительность ресурсов была несвойственна не только Ширу, но и миру Арды вообще (возможно, за исключением Валинора и, в меньшей степени, Нуменора, но о них будет сказано ниже). Это, в свою очередь, с необходимостью влечет за собой тезис о высокой доле населения, занятого в сельскохозяйственном производстве во всех областях, населенных людьми.

Что же касается второго вопроса, то ответ на него тоже, скорее всего, будет отрицательным - единственное упоминание о высокой урожайности относится к году восстановления Шира после нашествия бандитов Сарумана [4]. Однако эта высокая урожайность может быть объяснена не общей высокой производительностью ширских земель, а тем, что в тот год в почву Шира была внесена земля, подаренная Сэма Владычицей Галадриэль [4], а также тем, что по законам мифопоэтического пространства (то есть внеэкономическим) после года запустения и после победы над врагом наступает тучный год. Иными словами, речь идет о точечном событии, а не о постоянных свойствах ширских земель. Разумеется, можно возразить, что более высокая, чем в нашем мире, урожайность, была делом обычным, и потому специально не упоминалась, было сказано лишь о сверхвысокой даже для Шира урожайности в тот год - однако, как было отмечено выше, доля сельскохозяйственных работников была слишком значительна для того, чтобы можно было принять тезис о высокой производительности земель.

Косвенным указанием на высокую производительность земель Средиземья может быть тот факт, что в морийских копях был найден мифрил, металл с совершенно поразительными свойствами, а в Одинокой Горе - огромный, маловероятный на Земле алмаз Аркенстон (не будем забывать, что речь идет не просто об урожайности, но о высокой производительности земель - и недр - вообще; наличие уникальных полезных ископаемых как раз свидетельствует об их высокой продуктивности). Однако, поскольку мифрил встречается только в Мории, и ни про какие залежи уникальных полезных ископаемых в других местах информации нет, то логичнее не изобретать лишних сущностей и сделать вывод об исключительных геологических свойствах морийских подземелий, то есть о точечной уникальности (вполне возможной и в нашем мире - вспомним, например, уникальные свойства минеральной воды «Боржоми»), а не повсеместной высокой производительности недр (как и в случае с Аркенстоном, который был разовой, а не систематической находкой).

Высокой производительностью отличались земли Нуменора (прибыв на остров, Эдайн отметили его дивную плодородность [5]) - но сам факт специального упоминания высокого плодородия уже сам по себе служит указанием на то, что в целом такая урожайность землям Эндорэ была несвойственна, кроме того, этот остров был благословлен Валар8. Также следует помнить о том, что сами нуменорцы в силу своих физических качеств и уровня знаний могли обрабатывать землю более эффективно, чем младшие люди, то есть более высокая производительность земель Эленны могла быть отчасти связана со спецификой работников, а не только особыми качествами земель. Далее, помимо высокого валового урожая, Нуменор славился растениями с уникальными свойствами, что заставляет нас предположить, что нуменорская земля была более производительна, если можно так выразиться, не только в количественном, но и в качественном плане - урожаи в Нуменоре были, безусловно, выше, чем в Средиземье (но вряд ли на порядки - впрочем, точная количественная оценка сейчас невозможна), а основное достоинство нуменорских фруктов, овощей и зерновых (по аналогии с ацеласом с его исключительными целебными свойствами) было, как мне кажется, в их большей питательности и лучшем сочетании полезных качеств. Основную роль в этом, безусловно, сыграло наличие у Острова благословения Валар; попытка формализовать этот «эффект благословения» будет сделана ниже. Критичен для нашего рассуждения тот факт, что особая плодородность земель Нуменора специально отмечена в текстах - это заставляет усомниться в повсеместной высокой производительности земель Арды.

Все вышеизложенное показывает, что у нас нет веских оснований постулировать низкий процент занятых в сельскохозяйственном производстве и постоянную повсеместную («обязательную») высокую продуктивность земель в Арде, косвенные указания и логические рассуждения говорят скорее об обратном. Это заставляет нас признать, что процент занятых в сельскохозяйственном производстве в Арде не отличался качественно от характерного для европейского Средневековья, а средняя урожайность земель (и богатство недр) принципиально не отличалась от типичных для нашего мира на соответствующем историческом этапе показателей; другими словами, качественных отличий между нашим миром и миром Арды в характере общественного производства не было. Однако эти тезисы справедливы только для зон расселения хоббитов и людей; разумно предполагать, что зоны расселения эльфов, орков, гномов и энтов отличались своей спецификой, которую я попытаюсь реконструировать ниже.

Начнем, пожалуй, с эльфов, чьи изделия зачастую казались магическими прочим обитателям Арды (например, высокопитательный и вкусный лембас, тонкие и прочные веревки, хранящие температуру и меняющиеся под цвет местности плащи, вкусный и освежающий напиток [4]). При этом на прямой вопрос, не волшебные ли это изделия, эльфы недоуменно отвечают что нет, просто настоящие эльфийские [4]. Как справедливо отметил Ахсаэр [1], это объясняется близостью эльфов к силам мира - благодаря этому, как можно полагать, эльфы добивались большего использования потенциала земель и собранного с них урожая (а также и потенциала домашних животных, если таковые были): вот откуда пресловутая высокая калорийность и прекрасный вкус лембас, или уникальные свойства волокна (растительного или животного происхождения), из которого была изготовлена ткань плащей. Магии в этом действительно не было - это было естественное свойство эльфов использовать потенциал природы, причем не грабительски, а бережно, возможно, эльфы тоже отдавали землям, на которых они жили, часть своей силы - и тоже без потерь для себя, речь могла идти о своего роде симбиозе, синэргии, благодаря которой земля раскрывала все свои возможности и при этом не истощалась (недаром в текстах [4] неоднократно прямо или косвенно говорится о том, что земли помнят эльфов и что земли, на которых живут эльфы, несут на себе их благословение). Вероятно, эта способность эльфов является тесно связанной со способностью исцелять Искажение Мелькора. Теперь остается только формализовать такой подход.

Как уже было сказано выше, в общем случае число факторов производства в формуле (1) не ограничивается трудом, землей и капиталом - их состав зависит от целей исследования и уровня развития экономики. И в последнее время традиционным стал взгляд (3), что в отдельный фактор производства необходимо выделять предпринимательские способности - способности создавать и внедрять инновации, организовывать новые компании, шире - способности находить и внедрять в жизнь новые технологические, управленческие и финансовые решения. Таким образом, формула (2) приобретет вид:

Q=ATaCbLcEd   (3),

где

E - предпринимательские способности;

d - коэффициент эластичности производства по предпринимательским способностям.

По аналогии для эльфийского общества можно ввести фактор производства N - способность использовать потенциал земель (по всей вероятности, через - или и в том числе через - исцеление Искажения Мелькора), умение жить в симбиозе с ними, создавать синэргию с природой в зоне своего проживания (и соответствующую ему эластичность k):

Qэльф =Aэльф TaCbLc эльфNk (4)

Благодаря использованию этих эльфийских способностей (учтем и потенциально более высокую эффективность труда эльфов Lэльф) коэффициент относительной производительности эльфийских земель Aэльф выше, чем коэффициент относительной производительности земель A в среднем в Арде (поскольку, как было сказано выше, этот коэффициент зависит от уровня развития технологий и естественных факторов, а применение эльфийских способностей соответствует исключительно прогрессивной технологии ведения сельского хозяйства). В принципе, из формулы (4) можно исключить множитель для капитала C (поскольку наличие капитала в форме как денег, так и машин и механизмов противоречит всему тому, что мы знаем об эльфах).

Это свойство (способность к исключительной производительности - Леголас говорит о том, что эльфы будили камни [4] - логично ожидать, что точно так же они будили и землю, и она оставалась пробужденной и потом) земли из эльфийских местностей (возможно, только при наличии благословения эльфа-дарителя) могло сохраняться и на расстоянии - вспомним использование земли из садов Лориена для восстановления Шира.

Таким образом, мы приходим к заключению, что модель Jackal’а справедлива для частного случая эльфов (поскольку в текстах нет упоминаний о том, что эльфы занимаются сельским хозяйством, можно предположить, что в этой сфере был занят ничтожный процент от общего числа эльфов, а выше было показана высокая относительная производительность их хозяйственной деятельности). А теперь попробуем копнуть чуть глубже: как было сказано выше, способности эльфов позволяли создавать синэргию с землей и раскрывать ее производительный потенциал. Иными словами, земли Арды потенциально способны обеспечить высочайшую урожайность9, но не всегда и не для всех, а только при условии затрат дополнительных ресурсов (эльфийских способностей)10 - или, как в случае с Нуменором, наличия благословения Валар - именно этот важнейший момент не учтен Jackal'ом (что ни в коей степени не умаляет его заслуг как пионера экономического изучения Арды, наметившего во многом правильное направление исследований).

В случае Нуменора, как уже было сказано выше, земли Острова раскрывали свой потенциал не столько благодаря исключительным способностям нуменорцев (аналогичных эльфийским)11, сколько благодаря благословению Валар: иными словами, способность раскрывать потенциал плодородия12 была в случае с Нуменором способностью земель (хотя бы частично свободных от Искажения), а не способностью работников. Тогда формула (2) приобретет вид:

Qнум. =Aнум. Taнум.CbLcнум. (5),

где

T - особый фактор производства - нуменорская земля, благословленная Валар;

L нум - труд нуменорцев, что следует подчеркнуть отдельно, так как в силу своих физических особенностей и больших знаний нуменорцы наверняка могли обрабатывать землю более эффективно, чем другие человеческие народы Арды.

Для хозяйственной деятельности Эльдар в Валиноре будет справедлива формула, учитывающая как благость земель Амана, так и использование эльфами своих способностей (эффект от которых был, по всей вероятности, выше чем в Эндорэ, поскольку не было необходимости сопротивляться Искажению на изначально Благой Земле):

Qвал. =Aвал.Taвал.CbLcэльф.Nk (6)

где

T - особый фактор производства - благая земля Амана.

Раз зашла речь о синэргии, то на бытовом уровне можно сказать, что земли Арды отвечали любовью на любовь. И снова вспомним о хоббитах: как сказано в тексте [4], они были в большой дружбе с землей, сердцу их были милы возделанные земли - и, возможно, у них тоже были, хотя и в несопоставимо меньшей степени, чем у эльфов, способности к раскрытию потенциала земли13, так что урожаи в Шире могли быть выше, чем в других регионах Арды (кроме эльфийских районов) - хотя и не в разы, скорее всего, как было сказано выше - и сам Шир стал столь уютным местом благодаря этой способности хоббитов. В качестве косвенного подтверждения этой гипотезы укажем, что хоббитам, как и эльфам, была присуща способность бесшумно ходить по лесу и метко стрелять. Возможно, что в некоторой степени это было справедливо и для эльфийского умения жить в симбиозе с землей. Как знать, не поэтому ли Король Элессар, понявший или почувствовавший это, запретил людям въезд в Шир14 - потому что, как и в эльфийских землях, людям там места уже не было?

Что касается орков, то информации об этой расе катастрофически мало. Прежде всего, ничего не известно о наличии у них хозяйственной деятельности15, при этом они умели делать крайне неприятные в употреблении, но очень эффективные лекарственные снадобья. Далее, насколько можно судить, их численность зависит от активности военных действий, ведшихся Ангбандом или Мордором [4]. Наконец, из текста «Сильмариллиона» [5] известно, что орки были выведены Морготом из плененных эльфов, чьи тела и души были искажены чудовищными пытками.

Таким образом, можно предположить, что у Врага были какие-то способы (об их сущности мы можем только строить догадки) регулировать численность орков, иными словами, кормить их надо было только тогда, когда была необходимость в них для ведения военных действий (речь не идет о разрозненных бандах диких орков, которые вполне могли кормиться грабежами, охотой и собирательством) - в другое время их было слишком мало для того, чтобы обеспечение их рациона было серьезной проблемой. А в этом случае для их содержания достаточно собственного производства продуктов питания (у озера Нурнен в Мордоре, например, жили люди [6], явно занимавшиеся хозяйственной деятельности), дани с союзных земель - то есть прокорм орков был в некотором смысле не проблемой самих орков [2]16, а во время активных боевых действий - грабежа территории, на которой эти действия ведутся17. При этом орки вполне могли суметь сохранить в искаженном виде способность эльфов раскрывать потенциал земель - которая у них была извращена в способность, образно выражаясь, выпивать из них все соки, не отдавая ничего взамен, то есть на одной и той же территории могло прокормиться намного больше орков (за счет заложенного в саму их природу хищнического отношения к ресурсам), чем людей18. Немаловажно, что эта гипотеза полностью вписывается в мифопоэтическую структуру мира Толкина19. Возможно, благодаря этой своей способности они могли делать эффективные лекарства, в которых в достаточно полной мере (и, вероятно, в более полной мере, чем этого мог добиться человек) использовался целительный потенциал природных ингредиентов - а их отвратительный вкус [4] свидетельствует о том, что природа отдавала оркам свой потенциал неохотно. В частности, можно предположить, что поэтому они нуждались в пище меньше, чем люди сопоставимых размеров - они намного лучше усваивали питательные вещества из еды и лучше переносили отсутствие питания (что не исключает обжорства, если удавалось дорваться до пищи)20.

Энты... Для полноты картины желательно рассмотреть и их, но то, что нам известно об их образе жизни, дает основание полагать, что вся их активная деятельность сводилась к сбережению лесов, и жили они тем, что давал им лес. И, снова, благодаря своей близости к природе, потенциал своих земель они использовали в более высокой степени - вспомним о чудодейственном ручье у жилища Фангорна [4].

Что касается гномов, то, к сожалению, то, что нам известно о них, не дает возможности однозначно ответить на вопрос, каким образом они обеспечивали себя продуктами питания [6]. Самой очевидной версией является получение продуктов в обмен на свои изделия, то есть импорт (из текстов Профессора [4] известно, что изделия гномов высоко ценились), однако каким образом мог осуществляться этот обмен, например, в Мории после закрытия ее Врат во Вторую Эпоху? Выдвигались версии о том, что [6]: гномы могли заниматься собирательством неподалеку от мест своего проживания (но можно предполагать, что собирательство в таких масштабах быстро подорвало бы окрестную экосистему и она больше не смогла бы прокормить гномов), что были гномы-земледелы на склонах гор (противоречит всему тому, что мы знаем о гномах), что гномов продуктами питания обеспечивали люди, жившие под их защитой в горах (нет свидетельств в текстах), что в своих подземельях гномы что-то выращивали - например грибы (также нет свидетельств в текстах, и маловероятно, чтобы этого было достаточно для прокорма)21. Таким образом, налицо парадокс - мы не можем ничего сказать о том, как обеспечивал себя продуктами питания народ, игравший активнейшую роль в политической и экономической жизни Средиземья. Возможно, более пристальный анализ текстов позволит хоть немного разобраться с этим вопросом. С другой стороны, нам хорошо известна деятельность гномов в других областях - прежде всего, в горном деле и в обработке металла, где они достигли небывалых высот. Представляется логичным расширить формулу (2) для производственной деятельности гномов при помощи двух дополнительных множителей M - способности к горному делу и S – способности к металлообработке до вида

Qгном.=Aгном.TaCbLcMpSq (7),

где

p, q - соответствующие показатели эластичности.

Интересно рассмотреть два вопроса:

  1. Нашли бы мифрил люди или эльфы, если бы начали вести разработки в Мории (а также нашли бы они Аркенстон под Одинокой Горой)?
  2. Нашли бы гномы какие-либо полезные ископаемые с уникальными свойствами (скажем, тот же мифрил), если бы у них появилась возможность начать геологоразведку за пределами гор - например, в лесу Фангорна?

На первый вопрос ответ, скорее всего, отрицательный - или, точнее, эльфы и люди нашли бы мифрил в Мории: если бы у них хватило упорства, смелости и знания гор (у гномов, вероятнее всего, врожденного) вести разработку до глубинных ярусов, где и залегал этот металл. У гномов эти качества есть с самого рождения, Ауле сотворил их именно для этой работы. Эльфы и люди тоже наделены упорством и смелостью - но не для подгорных разработок, они просто не дошли бы до этих уровней. Аналогично - с Аркенстоном, для его поиска требовалось не просто пробить штольню в Одинокой Горе, а сделать ее своим домом (вспомним про то, что земля Арды отвечала любовью на любовь, если можно так выразиться), на что вряд ли были способны люди. А вот эльфы... И тут - немного в сторону: интересно, какие богатства недр открылись Фелагунду?

Что касается второго вопроса - то сразу отметим, что гномы могли бы найти полезные ископаемые только в том случае, если они там были. Гномы селились практически подо всеми известными горными хребтами - но мифрил был найден только во Мглистых горах: иными словами, его наличие там было обусловлено уникальным геологическим профилем этих гор. А против наличия полезных ископаемых (по крайней мере, уникальных) за пределами традиционных районов проживания гномов говорит как здравый смысл (если их залегание типично для горных местностей, то вряд ли они обнаружатся на равнинах), так и мифопоэтический подход (возможно ли в мире Толкина - мифопоэтически структурированном в плане географии [3], и не только географии, - чтобы уникальные полезные ископаемые, добраться до которых и научиться обрабатывать которые могут только гномы, были бы там, где гномы селиться не будут, не смогут и не захотят, как в случае с тем же лесом Фангорна, да и вообще на равнине?). Соответственно, в лесах Фангорна гномы ничего исключительного бы не нашли.

На этих двух примерах хорошо видно, что для использования потенциала Арды необходимы дополнительные способности, но при этом данные способности не являются магическими в современном смысле этого слова: они не могут творить чудеса и заставить, например, появиться железную руду там, где ее нет, они лишь облегчают поиск и добычу руды в случае ее наличия; они не могут заставить вырасти яблоню на гранитном утесе, покрытом вечным льдом (по крайней мере, они не могут заставить яблони вырастать так в промышленных масштабах), но там, где яблони могут расти, они, вполне вероятно, будут давать больший урожай, и яблоки будут вкуснее, сочнее и полезнее.

Можно сформулировать следующие выводы:

-   Средняя производительность земель Средиземья и средний процент жителей Средиземья, занятых в сельском хозяйстве, не отличались радикально от аналогичных показателей, характерных для европейского Позднего Средневековья;

-  Земли Арды обладали большим производственным потенциалом, заложенным в них во время Айнулиндалэ, но скрытым из-за Искажения Мелькора, так что для его реализации были необходимы затраты дополнительных редких ресурсов (эльфийских способностей, возможно, способностей хоббитов и орков) или наличие у земель специальных свойств (благословение Валар).

На первый вопрос ответ, скорее всего, отрицательный - или, точнее, эльфы и люди нашли бы мифрил в Мории: если бы у них хватило упорства, смелости и знания гор (у гномов, вероятнее всего, врожденного) вести разработку до глубинных ярусов, где и залегал этот металл. У гномов эти качества есть с самого рождения, Ауле сотворил их именно для этой работы. Эльфы и люди тоже наделены упорством и смелостью - но не для подгорных разработок, они просто не дошли бы до этих уровней. Аналогично - с Аркенстоном, для его поиска требовалось не просто пробить штольню в Одинокой Горе, а сделать ее своим домом (вспомним про то, что земля Арды отвечала любовью на любовь, если можно так выразиться), на что вряд ли были способны люди. А вот эльфы... И тут - немного в сторону: интересно, какие богатства недр открылись Фелагунду?

Что касается второго вопроса - то сразу отметим, что гномы могли бы найти полезные ископаемые только в том случае, если они там были. Гномы селились практически подо всеми известными горными хребтами - но мифрил был найден только во Мглистых горах: иными словами, его наличие там было обусловлено уникальным геологическим профилем этих гор. А против наличия полезных ископаемых (по крайней мере, уникальных) за пределами традиционных районов проживания гномов говорит как здравый смысл (если их залегание типично для горных местностей, то вряд ли они обнаружатся на равнинах), так и мифопоэтический подход (возможно ли в мире Толкина - мифопоэтически структурированном в плане географии [3], и не только географии, - чтобы уникальные полезные ископаемые, добраться до которых и научиться обрабатывать которые могут только гномы, были бы там, где гномы селиться не будут, не смогут и не захотят, как в случае с тем же лесом Фангорна, да и вообще на равнине?). Соответственно, в лесах Фангорна гномы ничего исключительного бы не нашли.

На этих двух примерах хорошо видно, что для использования потенциала Арды необходимы дополнительные способности, но при этом данные способности не являются магическими в современном смысле этого слова: они не могут творить чудеса и заставить, например, появиться железную руду там, где ее нет, они лишь облегчают поиск и добычу руды в случае ее наличия; они не могут заставить вырасти яблоню на гранитном утесе, покрытом вечным льдом (по крайней мере, они не могут заставить яблони вырастать так в промышленных масштабах), но там, где яблони могут расти, они, вполне вероятно, будут давать больший урожай, и яблоки будут вкуснее, сочнее и полезнее.

Можно сформулировать следующие выводы:

-   Средняя производительность земель Средиземья и средний процент жителей Средиземья, занятых в сельском хозяйстве, не отличались радикально от аналогичных показателей, характерных для европейского Позднего Средневековья;

-  Земли Арды обладали большим производственным потенциалом, заложенным в них во время Айнулиндалэ, но скрытым из-за Искажения Мелькора, так что для его реализации были необходимы затраты дополнительных редких ресурсов (эльфийских способностей, возможно, способностей хоббитов и орков) или наличие у земель специальных свойств (благословение Валар).

 

Список литературы

1. Ахсаэр. Об экономике Средиземья. http://moonway.hut.ru/rus/article/ahsaer/ahsaer_a001.html

2. Орки от испуга скушали друг друга (дискуссия на форуме). http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=1853/0

3. Семенов А. География Среднеземья : принцип системы. http://eressea.ru/library/public/semenow1.shtml

4. Толкиен Дж.Р.Р. Властелин Колец. Часть I. Братство Кольца. Часть II. Две крепости. Часть III. Возвращение Короля. Перевод с английского Н. Григорьевой, В. Грушецкого. - Л.: Северо-Запад, 1991.

5. Толкин Дж.Р.Р. Сильмариллион. М.: АСТ, 2004.

6. Экономика Средиземья (дискуссия на форуме). http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=788/0#0

7. Fonstad K.W. The Atlas of Middle-Earth (многократно переиздавался, может быть скачан на сайте www.tolkien.spb.ru)

8. Jackal. О применении коэффициента относительной производительности в условиях Арды. http://eressea.ru/library/public/jackal1.shtml

 

Примечания

1 Речь идет об экономике как о хозяйственной деятельности. Существовала ли в Арде экономика как наука - неизвестно.

2 В этой связи интересно вспомнить о прохладном отношении Толкина к гномам, которым приписывается чрезмерная любовь к золоту (в переводе на экономический язык - стремление к максимизации прибыли любой ценой) и пренебрежение к экологии. Что любопытно, не все экономические явления, рассматриваемые Толкином как позитивные, будут считаться таковыми в наши дни - например, Профессор очень тепло отзывается о выращивании хоббитами табака, что в наше время имеет с точки зрения общественного мнения скорее отрицательный оттенок. Это лишний раз показывает, что мир Толкина нельзя судить с точки зрения сиюминутных норм - он строится по своим законам, и попытка давать ему оценку под углом зрения сегодняшних взглядов представляет собой всего лишь попытку влезть со своим уставом в чужой монастырь, бессмысленную и неэтичную.

3 Проводя аналогию с [3], как с точки зрения географии гора остается горой, независимо от того, в какой точке мифопоэтического пространства она расположена (хотя для мифопоэтики расположение как раз может быть очень важно), так и для экономики посевные площади остаются посевными площадями, независимо от того, находятся они в Подмосковье, близ Хоббитона, или, например, под Утехой, а шахты Мории отличаются от шахт ЮАР лишь набором полезных ископаемых. И если мы используем для описания география Средиземья аппарат земной географии (как это, например, имеет место в известных атласах Средиземья - при том, что, например, до конца Второй Эпохи мир Средиземья был плоским [6]), то логично постулировать правомерность использования аппарата земной экономической науки для описания экономики Арды. Это, однако, не означает, что нужно полностью отказаться от учета мифопоэтической составляющей - напротив, экономическая модель мира Арды должна строиться на общепринятых экономических закономерностях, но, если можно так выразиться, в уравнения нужно вносить «мифопоэтические поправочные коэффициенты», что станет очевидно ниже.

4 Неполна хотя бы потому, что для полноты картины необходим подробный текстологический анализ всего творчества Профессора под экономическим узлом зрения, включающий рассмотрение ряда сопутствующих вопросов (климатология, география, демография и многое другое в мире Арды). Именно поэтому я надеюсь, что эта серия очерков вызовет отклик прежде всего у текстологов, которые смогут подкрепить, развить или опровергнуть мои аргументы.

5 Именно этой проблематике посвящена статья Jackal’а [8], и по этой причине настоящий очерк будет отчасти представлять собой критическое рассмотрение выводов Jackal’а.

6 Точнее, имеет место следующая закономерность: если a+b+c=1, то при увеличении затрат ресурсов в n раз объем выпуска увеличивается в n раз, при a+b+c< 1 объем выпуска в аналогичной ситуации увеличится менее, чем в n раз, а при a+b+c> 1 - более, чем в n раз. В реальной жизни может наблюдаться любой из трех вариантов.

7 Можно также задаться вопросом, насколько соответствует структуре мифопоэтического мира Толкина возможность одинаково высоких урожаев у эльфов, людей и орков.

8 Иными словами, наличие у территории благословения Валар выступает в мире Профессора в качестве ее географического конкурентного преимущества. Следовательно, как было сказано выше, полноценная экономическая модель этого мира в принципе невозможна без учета его мифопоэтической составляющей.

9 Как земли Мира Сотворенного, задуманного как дом для Детей Эру. Искажение же Мелькора, вероятно, скрывало этот потенциал, мешало Эрухини воспользоваться им. Эльфы же, видимо, хотя бы отчасти умели исцелять это.

10 В качестве «земной» аналогии этого феномена можно указать, что бокситы существовали на нашей планете в течение всей человеческой истории - но извлекать из них алюминий стало возможно только после открытия электричества, так же как всегда существовал и уран-235 - но использовать его в атомных реакторах стали только после открытия радиоактивности и разработки технологий обогащения урана. То есть для использования этих потенциально полезных ресурсов было необходимо, в свою очередь, затратить как минимум один специфический ресурс - труд научно-инженерных работников.

11 Нельзя исключать, что представители королевского рода Нуменора могли получить эту способность от своих предков-эльдар, и она входила в понятие Правды Короля. Но на эту тему можно только строить догадки. Так или иначе, весьма интересно было бы проследить, как менялась урожайность земель Нуменора в ходе Падения.

12 Еще один интересный аспект реализации природного потенциала благодаря благословению Валар: как известно, в современной медицине счиатется, что человек может жить не менее 150-200 лет, однако в реальных условиях столь почтенного возраста удается достигнуть лишь считанным единицам. Однако в Нуменоре люди жили как раз столько, сколько постулирует наша медицина. На мой взгляд, это означает не искусственное продление жизни нуменорцев благословившими их Валар

- нет, благословение всего лишь позволило нуменорцам лучше использовть тот потенциал, который был заложен в них природой (и реализоваться которому, вероятнее всего, мешало искажение Мелькора). Когда же нуменорцы начали отрекаться от Валар, они снова пустили в себя искажение, и срок их жизни вновь стал сокращаться до обычного человеческого.

13 И, возможно, хоббиты, как и эльфы, могли, не исключено - неосознанно - исцелять Искажение Мелькора, или хотя бы продолжительное время сопротивляться ему (вероятнее всего, потому, что не ставили перед собой слишком великих и корыстных целей, а просто жили мирной жизнью). Это подтверждает и факт долгого сопротивления Бильбо власти Кольца [4]. В таком случае благополучие Шира - отражение его относительной свободы от Искажения, но это гипотеза, требующая дополнительной проверки.

14 Интересно отметить, хотя это и не относится к теме данного очерка, что после Войны Кольца, как говорится в текстах [4], наступает эпоха людей - без дальнейших уточнений. Однако одними из первых указов Короля Элессара были запрет на посещение людьми Шира (хоббиты - ближайшие родственники людей), а также запрет на посещение Леса Друадан людьми без разрешения его жителей (одного из людских племен). При этом также говорится, что хоббиты теперь стали встречаться намного реже, чем раньше. Волей-неволей можно прийти к выводу, что наступает не просто эпоха людей - но эпоха людей, выбравших более-менее близкий к потомкам Эдайн вектор развития. Все остальные племена и народы оказываются в изоляции, и есть более-менее жесткий запрет на контакты с ними. Насколько мне известно, этот вопрос подробно не освещался - а он может представлять немалый интерес для понимания специфики мира. Вероятнее всего, Король Элессар не стремился пресечь все контакты своих подданных со всеми, кто от них отличался, а хотел дать хоббитам и жителям Леса Друадан жить своей, привычной, традиционной жизнью, не опасаясь, пользуясь современным языком, культурной и экономической экспансии со стороны других людей.

15 Можно возразить, что хозяйственная деятельность других народов Средиземья в том смысле, в каком она подразумевается в данной статье - то есть производство сельскохозяйственной продукции - в текстах Толкина также не упоминается, за исключением хоббитов и жителей Бри. Но разница в том, что, во-первых, о других народах Средиземья все же есть информация о наличии у них хозяйственной деятельности как таковой (изготовление производственных орудий, например), л тогда как об орках нет даже таких данных, во-вторых, другие народы Запада Средиземья описаны как в военное, так и в мирное время, и можно предположить, что динамика изменения их численности была более-менее плавной, тогда как орки описаны только в военное время, и колоссальный прирост их численности приходится на время планирования и осуществления Ангбандом и Мордором крупных военных операций. Все это, вместе взятое, заставляет нас прийти к выводу, что у других народов Средиземья была хозяйственная деятельность, в том числе и сельскохозяйственное производство, тогда как в случае орков факты скорее говорят в пользу отсутствия производственной активности.

16 Как было справедливо отмечено в [2], все крупные - то есть требующие организованной специализированной общественной деятельности по обеспечению этих групп продуктми питания - сообщества орков - за исключением морийского, - представляют собой армии и выставляются от тех или иных государственных или квазигосударственных образований. Таким образом, питание орков обеспечивается усилиями этих государственных образований, а не силами самих орков.

17 При этом объем награбленного, как результат экономической деятельности по обеспечению своих потребностей, описывается функцией вида (3): солдатский труд - это тоже труд, организаторские и командные способности полководца очень важны, а капитал, например, можно трактовать как стенобитные и метательные орудия.

18 Снова уточним, что речь идет не об общей высокой производительности земель, на которых жили или по которым проходили орки, а о способности орков вырвать у земли все, что она может дать (что, например, человек не сумел бы сделать). Иными словами, важнее всего, как уже было отмечено выше, в отличие от гипотезы Jackal’а, не потенциально высокая производительность земель, а способность работников этот потенциал раскрыть.

19 А недостаточное внимание к мифопоэтической составляющей мира Арды может заставить нас нарисовать идиллическую картину мирных пашен, на которых работают трудолюбивые орки. Как уже многократно говорилось, механический перенос наших представлений на мир Арды (оркам нужно было питаться - значит, среди них были землепашцы; сыновья Феанора не были в большинстве своем женаты - значит, они были сторонниками однополой любви), которым постоянно грешат авторы «произведений по мотивам», разрушают этот самый мир. Понимание и объяснение любого известного нам явления мира Толкина невозможно без понимания мифопоэтической структуры этого мира и места данного явления в ней; анализ должен идти рука об руку с синтезом. Стремление же к максимальному правдоподобию (так, как принято его представлять в современном мире) может завести очень далеко: из всех прочитанных мною «произведений по мотивам» самое правдоподобное и внутренне непротиворечивое описание экономики Арды дано в книге искренне мною уважаемого Кирилла Еськова «Последний Кольценосец». На всякий случай уточню - книга относится к числу моих любимых. Но это наверняка не тот мир, который увидел Профессор.

20 Кроме того, не стоит упускать из виду возможность того, что Моргот, Саурон и Саруман в случае необходимости могли сами извлечь из природы Средиземья ресурсы, необходимые для жизнеобеспечения орков. В случае Сарумана, например, речь могла идти об использовании для переработки в пищу для орков деревьев, поваленных в лесу Фангорна.

21 Однако возможно, что в подземных поселениях гномов или в окрестностях мест их проживания все же были какие-то возможности для производства продуктов питания, в том числе и не требующие чересчур больших навыков и затрат времени и сил. Косвенным доказательством этого может быть длительное проживание орков в Мории - при отсутствии близлежащих поселений для грабежа и подвоза продовольствия из Мордора. Возможно, это также может служить доказательством того, что в случае необходимости орки могли вести - пусть, возможно, и примитивную - хозяйственную деятельность, хотя, скорее всего, весьма хищническую (впрочем, равновероятна и гипотеза простого собирательства). Тем не менее, на данном этапе это предположение текстами подтвердить нельзя.


Продолжение статьи здесь: http://tolkien-study.org/index.php/article-collection/302-ivan-kotliaroff-economics-2

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

zzzzzzzz