Бронвег. Вооружение рохиррим

См. также:

Бронвег. Вооружение нуменорцев.

Бронвег. Вооружение Северян.

Артем Крюков. Башня Эктелиона и Золотые Палаты (об архитектуре и убранстве жилищ - в Гондоре, в Рохане и у северян).

Азрафэль. Нумэнор (этнографическая справка).


 

Вооружение рохиррим

(Глава из исследования «Вооружение народов Арды»)

Статья

 

Данная статья является частью большого исследования оружия и доспехов, встречающихся в текстах Профессора.

 

Из истории

Рохиррим [1] — народ, ведущий свое происхождение от племен, называемых в текстах Профессора «северянами», включавших в себя жителей местности между Туманными Горами и Прируньем. Племена эти, в свою очередь, происходили от Эдайн Первой Эпохи (тех, что не дошли до Белерианда, или не пожелали плыть в Нуменор) [2]. Сами рохиррим были потомками людей, родственных народу Хадора [3]. Ближайшими родственными им племенами были жители Дейла и беорнинги [4].

История северян включает в себя три этапа. Первый этап относится ко Второй Эпохе, когда их предки, северяне, совместно с гномами Туманных гор противостояли экспансии Саурона [5]. Второй этап относится к середине Третьей Эпохи, когда у людей севера начала складываться государственность. Первое королевство людей Севера, Рованион, возникло около 1250 г. и пало в 1856 г. под натиском кочевников с Востока; тех же, что чуть было не погубили Гондор [6]. Короли Рохана были прямыми потомками королей Рованиона. Третий же период, относящийся к концу Третьей Эпохи, начинается с возникновения государства Рохан (начиная с 2510 г.), и он наиболее полно освещен в «приложении А» к «Властелину Колец».

 

Культурные особенности

Как видно из происхождения жителей Рохана, их культура имеет северное происхождение, чему в текстах находится множество подтверждений. В первую очередь, это выражается в воинских традициях.

воин раннего периода

Вождь северян

 

Профессор, в частности, определяет рохиррим как героических, «патриархально-эпических» всадников [7].

Бесценным указанием для исследователя вооружения является текст Письма 211, где Толкин отвечает на вопросы об одежде жителей Средиземья:

Рохиррим — вовсе не «средневековые люди» в нашем смысле этого слова. Костюмы с гобелена из Байе (изготовленного в Англии) вполне им подходят, если помнить о том, что подобие теннисной сетки на ратниках — это всего лишь неуклюжее условное изображение кольчуг мелкого плетения.

Под «средневековыми людьми в нашем смысле слова» Профессор, вероятно, имел в виду закованных в латы рыцарей. Данный текст позволяет реконструировать вооружение рохиррим на основе «ковра из Байе» — памятника средневековой культуры конца XI века, иллюстрирующего норманнское завоевание Англии. Сравнение вооружения воинов с ковра из Байе и роханских всадников см. ниже.

С давних времен культура северян испытывала на себе сильное нуменорское влияние. Ко времени возникновения Рохана дружба с нуменорцами (т.е. с их потомками, гондорцами) была уже традицией, освященной веками, так как контакты между Людьми Запада и северянами начались еще во времена Нуменора [8]. Со времен существования Рованиона многие князья северян находились на гондорской службе, а одним из условий основания Рохана было заключение военного союза с Гондором [9].

Рохиррим, до переселения на Юг не имевшим дела с каменными укреплениями, достались нуменорские крепости в Каленардоне (в частности, Агларонд-Хорнбург). Известно также, что Гондор снабжал роханскую армию высококачественным оружием и доспехами, что не могло не сказаться на характере ведения боя. Описание вооружения рохиррим и гондорцев конца Третьей эпохи в текстах Профессора практически идентично, и это служит хорошей иллюстрацией утверждению Фарамира о том, что оба народа приблизились друг к другу в культурном плане:

Теперь, правда, рохиррим стали нам ближе, ибо возросли в искусствах и усвоили благородную учтивость манер, но и мы, в свою очередь, стали на них похожи и вряд ли вправе теперь притязать на имя Горнего Народа. [10]

 

Вооружение

Описание всадников, приведенное в этой главе — синтез описания вооружения, встречающегося в текстах Профессора, и вооружения норманнских всадников, изображенных на ковре из Байе.

На раннем этапе, непосредственно во время переселения в Каленардон (около 2510 г.), вооружение рохиррим вряд ли существенно отличалось от вооружения остальных северных племен (см. главу этого исследования «Северяне»). Об эотеод до-роханского известно очень мало: только то, что они строили укрепленные деревянные города «бурги» (по аналогии с бургами гóтов и англосаксов) и основу их войска составляли «всадники в полном вооружении» и некоторое количество конных лучников [11]. Известно, что воины были вооружены мечами и копьями, но описание доспехов, к сожалению отсутствует.

бург северян

«Бург» северян

 

Соответственно, самой примечательной особенностью рохиррим, которую они унаследовали от северян было то, что воины их предпочитали сражаться верхом. Даже полная численность войска народа (эохере) всегда считалась у рохиррим по количеству всадников в полном вооружении [12], хотя реальная численность войска, вместе с дружиной короля, пехотинцами и ополчением, могла быть существенно больше. Рохиррим не просто любили лошадей, они относились к ним необычайно трепетно и гордились тем, что их животные происходят от коней, «которые никогда не были под Тенью», что явствует из слов Боромира [13].

Вооружение различных отрядов могло существенно различаться по качеству. Связано это с тем, что отряды содержались за счет своих областей, в зависимости от их достатка. Вообще, полную унификацию вооружения своих дружин могли позволить себе только очень богатые князья.

Основной боевой единицей роханского войска в концу Третьей Эпохи был тяжеловооруженный всадник. Описание его мы встречаем в сцене встречи Арагорна, Леголаса и Гимли с отрядом Эомера.

Серые бока статных, выносливых роханских коней лоснились, гривы на гордых шеях были заплетены в косицы, длинные хвосты развевались по ветру. Всадники — высокие, крепкие, длинноногие не ступали своим коням. Из-под легких шлемов струились светлые, как лен, волосы, заплетенные в длинные косы; лица были умны и суровы. В руках у роханцев покачивались длинные копья с ясеневыми древками, за плечами красовались цветные щиты, у пояса висели мечи, блестящие кольчуги доставали до колен [14].

Конный воин был вооружен длинным ясеневым копьем и длинным обоюдоострым мечом. Мечи окружались особым почетом; им давали имена, а навершия их рукоятей украшались драгоценными камнями. Мечи всадников были идентичны мечам «каролингского» типа, распространенных в Европе VIII-XI вв.

Часть воинов использовала небольшие простые луки. Также упоминаются метательные копья [15].

Защитный комплект воина состоял из длинной кольчуги, шлема и щита. Кольчуга hauberc имела вид рубашки из стальных колец, защищающей тело до локтей и колен и имеющей разрез спереди и сзади для удобства верховой езды. Она носилась поверх толстой простеганной куртки. Всадники вполне могли использовать и другие типы доспехов, например чешуйчатый, или кожано-металлический, но в текстах они не упоминаются.

Из доспехов в текстах также упоминается corslet — который может переводиться, как «панцирь», или «латы». Однако, в данном случае, имеется в виду кольчуга [16].

Шлемы были открытого типа, легкие, металлические, или кожано-металлические. Они состояли из железной основы, пространство между которой заполнялось лепестками металла или прочной, особым образом выделанной кожей. Лицо было защищено наносником [17].

Дружинник Теодена

Дружинник Теодена

 

Шлемы командующих могли иметь укрепленное на вершине украшение, например, как шлем Эомера — в виде белого конского хвоста. Это украшение имело и утилитарное назначение: помимо всего прочего, жесткий волос конского хвоста усиливал защиту.

Щиты были круглой, или миндалевидной формы. Они могли быть как предплечного, так и кулачного хвата. В центре щита находился металлический умбон. Воины Рохана расписывали свои щиты красками, причем изображения были весьма разнообразными. В текстах упоминаются герб Эорла — скачущая белая лошадь на зеленом фоне, а также изображение солнца, зеленый, золотой, красный цвета. Щиты, принадлежащие воинам знатных родов, могли быть украшены драгоценными камнями.

С самого возникновения Рохана Гондор снабжал его большим количеством оружия и доспехов превосходного качества. Гондорские кольчуги были мелкого плетения и изготавливались из прочной, полированной, не подверженной коррозии стали. Рохиррим очень любили доспехи, покрытые позолотой.

Судя по всему, роханский доспех испытал на себе нуменорское влияние: в первую очередь это выражается в удлинении кольчуги, что было первым этапом на пути к доспеху, полностью закрывающему воина (т.е. полному доспеху) [18].

 

Организация войска

У рохиррим, в отличие от гондорцев, не существовало выделившегося рыцарского сословия, что роднит их с германскими племенами раннего Средневековья [19]. В войске мог служить человек любого происхождения, включая иноземцев (как было с Арагорном-Торонгилом и Мериадоком).

Общее число всадников Рохана называлось эохере (éoherë). В него входили всадники в полном вооружении, содержавшиеся за собственный счет или за счет удельных князей. Численность эохере изредка изменялась, в связи с потерями или возрастанием населения [20]. Эохере подразделялся на сто отрядов, называвшихся эоредами (éored). Один или несколько таких отрядов, собранных в дружины, под командованием военачальников составляли гарнизоны городов и замков, патрулировали границы и могли дать отпор при внезапном нападении. Среди таких личных дружин особенно выделялся Королевский отряд, состоявший из гвардейцев-телохранителей. Остальные воины жили вели мирную жизнь в своих уделах, лишь изредка, по приказам короля, собираясь на учения и праздничные смотры.

Во времена Войны Кольца эоред состоял из 120 всадников. В это число входили воины в полном вооружении и нескольких легких лучников. Некоторые эореды целиком состояли из конных лучников.

В случае военной угрозы король объявлял сбор, на который за определенный срок должны были явиться князья близлежащих земель со своими эоредами. Однако в случае непосредственной угрозы любой военачальник мог созвать войско, не дожидаясь королевского приказа [21]. К этим войскам присоединялось ополчение — все боеспособное мужское население региона, которое отличалось от воинов, входящих в эохере меньшей обученностью и худшим вооружением. Собранным войском командовал сам король или назначенный им военачальник, обычно имевший должность маршала.

Маршал Марки — высшее воинское звание в Рохане, одновременно являвшееся титулом королевских военачальников. Изначально маршалов было трое. В ведении первого маршала был Эдорас и соседствующие со столицей королевские земли (включая Харроудейл). Второму и третьему маршалу поручали командование определенным отрядом, по мере необходимости. Пост первого маршала мог быть не занят [22].

В начале Четвертой Эпохи произошла реформа армии, произведенная королем Эомером. Вместо второго и третьего маршала были введены титулы маршала Западной марки и маршала Восточной марки, которые были равны по старшинству. На время войны вводилась специальная должность — королевского наместника. Он должен был править государством, когда король отправлялся на войну, либо возглавлять войско, если король по каким-либо причинам оставался дома. В мирное время кто-либо назначался на эту должность лишь в том случае, если король из-за болезни или преклонного возраста желал передать власть наместнику; чаще всего эту должность занимал наследник престола, если он был уже взрослым. Также было решено, что престарелый король не должен был посылать своего наследника в бой, если у него нет еще хотя бы одного сына. Эта система явно заимствована от Гондора [23].

Помимо Маршалов Марки, упоминаются иные должности и титулы: младшие маршалы (lesser marshal), лорд Марки (lord of the Mark), вождь Эорлингов (chieftain of Eorlingas). Их функции и различие неясно. Эти титулы могли быть пожалованы королем любому человеку, даже чужеземцу [24]

Знатному воину прислуживал оруженосец (esquire) [25], который мог быть в последствии произведен в рыцари (knight of Riddermark).

 

Слабым местом организации роханской армии было то, что часть войска в случае внезапной военной необходимости могла просто не успеть на сбор, по причине удаленности своего удела. Кроме того, полное войско фактически не могло быть созвано без непосредственного участия короля, чем и воспользовался Грима Червеуст.

Однако большим преимуществом роханского конного войска, естественно вытекающей из его практически полностью верхового состава, была высокая подвижность. Она видна в описании Первой битвы за броды Айзена, когда Теодред за один день успел атаковать войска Сарумана у Айзенгарда и отступить назад. Если бы не это, ни Эорл, ни Теоден не успели бы на помощь Гондору.

 

Во время войны рохиррим использовали конные разъезды для патрулирования весьма протяженных границ своей страны. Если разведчики обнаруживали отряд врага, они, не вступая с ним в сражение, призывали на помощь ближайшие отряды Всадников [26]. Донесения передавалась устно, так как письменность у рохиррим не была развита. В рейдах рохиррим широко использовали конных лучников. Эту особенность они также унаследовали от своих северных сородичей [27].

 

Тактика

В бою конные воины не придерживались каких-либо сложных построений, хотя некий порядок при маневрах, конечно, соблюдался. Они предпочитали выстроиться в ряд и стремительно атаковать, даже если перед ними были превосходящие силы противника [дополнение готовится]. На защиту крепостей и укреплений они решались неохотно, лишь в крайнем случае. Если все же возникала необходимость в обороне, всадники спешивались и возводили земляные и деревянные укрепления. В случае крайней необходимости, они могли поставить «стену щитов», окружив ею, например, лагерь, обоз и лошадей и стойко обороняться [28]. Однако, более сложных построений, как было принято в Гондоре, их воины не использовали. Стена щитов была унаследована ими от северян. [29].

Отсюда, а также из подробного описания Пеленнорской битвы, можно сделать вывод, что они ставили, прежде всего, на один решительный натиск [30]. Тяжеловооруженные всадники волна за волной наносили своими копьями мощный таранный удар по отрядам пехоты противника, прорывая строй, после чего в ход шло оружие ближнего боя. Отбить такую атаку, не имея большого численного превосходства, было очень сложно, ее можно было только постепенно ослабить, какими-нибудь контрмерами [31]. Несомненно, этот способ ведения боя рохиррим унаследовали от своих северных предков, развив и дополнив его.

В атаке командиры всадников обычно находились в первых рядах своих отрядов, выбирая и указывая направление удара. Поэтому при них всегда находился отряд опытных бойцов — телохранителей. Перед боем главнокомандующий собирал командиров и ставил перед ними ближайшие задачи. Таким образом, после начала сражения, его успех зависел от личного мастерства простых воинов и младших командиров. Координация и взаимодействие между отрядами осуществлялась при помощи знамен и сигналов рога. Существовал, например, особый сигнал, призывающий Всадников к королевскому Знамени. В ночной битве для ориентации войска могло применяться белое знамя [32]. Шлемы командующих могли иметь яркое украшение (таковым является украшение на шлеме Эомера в виде белого конского хвоста), которое выделяло командира среди битвы. Это позволяло лучше управлять войском, ориентировать его относительно командира.

Маневренность такого войска на поле боя была также очень высока, позволяя Всадникам выбирать для атаки строя противника наименее защищенное его место.

Еще в одном рохиррим напоминали своих предков: они охотно сражались бок о бок с тяжеловооруженной пехотой, выступая в качестве ее поддержки. Только в отличие от древних времен Второй эпохи, когда союзниками северян были преимущественно гномы, всадники Рохана сражались совместно с пехотой Гондора.

 

Воинские традиции

В текстах встречаются любопытные примеры традиций, бытовавших среди рохиррим. Первая, наиболее примечательная из них — песни, или стихотворные речи, слагавшиеся воинами по какому-либо поводу. Такие речи произносит Теоден по исцелении его Гандальвом:

Arise now, arise, Riders of Théoden!
Dire deeds awake, dark is it eastward.
Let horse be bridled, horn be sounded!
Forth Eorlingas!

Перед Пеленнорской битвой Теоден произносит такие слова:

Arise, arise, Riders of Théoden!
Fell deeds awake: fire and slaughter!
spear shall be shaken, shield be splintered,
a sword-day, a red day, ere the sun rises!
Ride now, ride now! Ride to Gondor!

Подобные стихи произносит Эомер, призывая воинов, скорбящих о гибели своего короля, на битву:

Mourn not overmuch! Mighty was the fallen,
meet was his ending. When his mound is raised,
women then shall weep. War now calls us!

Такие слова Эомер произнес, когда увидел пиратские корабли:

Out of doubt, out of dark to the day’s rising
I came singing in the sun, sword unsheathing.
To hope’s end I rode and to heart’s breaking:
Now for wrath, now for ruin and a red nightfall!

Оставив анализ поэтических качеств строк филологам, отметим искусность роханских правителей, которые могли сложить песнь даже посреди кипящей битвы. Эта традиция также перенята ими от своих северных предков [33].

Другой традицией было подбрасывание меча. На Пеленнорской битве Эомер, увидевший знамя Арагорна на пиратских кораблях, выражает радость, подбрасывая и ловя меч [34]. Однако из «Кириона и Эорла» видно, что этот обычай гораздо древнее: при принесении клятвы Эорл также подбрасывает меч [35]. Торжественность момента заставляет видеть в обычае подбрасывании меча не только простое выражение чувств.

Обычай подбрасывания оружия существовал и у европейцев, причем разных народов и эпох. В этом отношении можно вспомнить удаль остгота Тотилы [36] или норманна Тайфера в битве при Гастингсе [37]. Правда, последние преследовали сугубо практические цели: отвлекали противника до подхода подкрепления или воодушевляли войско.

Еще одной древней традицией было погребение павших. Тела воинов собирали вместе и насыпали над ними курган. Для знатных или особо отличившихся воинов насыпали отдельный курган: в него клали оружие и личные вещи павшего. Это, а также предсмертные слова Теодена косвенно указывает на связь роханского погребения с заупокойными культами древних северян [38]. Вершина кургана украшалась кругом камней, или воткнутых копий. Примечательно, что могилы с памятником могло быть удостоено животное, такое как, например конь короля Теодена, Снежногрив.

Тела павших врагов рохиррим сжигали. Возможно, именно этот обычай породил сплетни о том, что всадники сжигали пленников живьем, бытовавшие в Дунланде.

Про предков рохиррим сказано, что женщины их обучались владению оружием (хотя не ходили в походы). Этот обычай сохраняется и в Рохане [39].

 

Реконструкция: англосаксонские аллюзии и гобелен из Байе

Можно с уверенностью утверждать, что для описания быта рохиррим Профессор взял за основу культуру англосаксов, с которой он как филолог-медиевист был хорошо знаком [40]. В первую очередь, это выражается в том, что для «перевода» роханского языка используется древнеанглийский язык, на котором говорили англо-саксонские племена. Это отличает их от северян Рованиона, которым Профессор давал имена на готском языке. Кроме языка о сходстве с англосаксами говорят и внешнее сходство рохиррим и саксов, и описание архитектуры (дворец Теодена), и постоянные аллюзии на древнеанглийскую литературу, в т.ч. на самую известную из поэм — «Беовульф».

Вместе с тем, между англосаксами и рохиррим есть и существенные различия. Во-первых, англосаксы, как и большинство европейских народов их времени, полагались на пехоту как на решающую силу в сражении. Конница же была немногочисленной и использовалась сравнительно редко [41]. Во-вторых, ранние, «героические» англосаксы были в большой степени морским народом, являя из себя своего рода предшественников викингского вторжения в Европу, которое началось тремя веками позже. Это абсолютно не касается жителей Рохана, так как они - чисто континентальное племя. В-третьих, англосаксы были либо язычниками либо христианами, не вполне еще язычество оставившими. Рохиррим же ко времени Войны Кольца уже сотни лет являлись монотеистами, причем с отсутствием культов и обрядов поклонения какому-либо божеству. Поскольку религия всегда являлась одним из важнейших факторов, формирующих культуру народа, можно говорить скорее о сходстве культуры жителей Рохана и англосаксов, чем о полной аналогии.

В своей книге «Дорога в Средиземье», профессор Шиппи уделяет большое место рохиррим [42]. Рассуждая о месте рохиррим в эпосе Толкина, Шиппи дает высокую оценку проделанной Профессором работе, замечая, что описание основанное на раннесредневековых литературных памятниках и легендах, повествующих о героической эпохе англосаксов и готов отличается большой степенью реалистичности и даже исторической достоверности. В частности, он пишет:

Рохирримов надлежит сравнивать не с историческими англосаксами, а с англосаксами поэзии и легенды…

Эта фраза Шиппи отзывается эхом определения самого Профессора, определявшего рохиррим как «героических», «патриархально-эпических» всадников [43].

Истоки образа Всадников — не только в истории, сколько в поэзии, поскольку вся их культура основана на песне…

Толкин… не ограничился простым переводом с древнеанглийского — он попытался реконструировать целую древнюю культуру. Именно этим объясняется любовь рохиррим к лошадям. Чувства, которые питала к лошадям англосаксонская поэзия разительно не соответствовали реальной жизни англосаксов в их реальной истории…

Толкин… создавал свои образы на основе «реконструкции» или исходя из убеждения, что поэзия по самой своей сути всегда отражает истину…

Шиппи приводит многочисленные примеры прямого заимствования из древнеанглийских поэм во «Властелин Колец». В заключение он делает вывод о проведенной Профессором «реконструкции культуры» англосаксов, таких, какие они были до вторжения в Англию.

Все это позволяет определить место рохиррим, как «героических» (в противовес историческим) англосаксов, которые обожали лошадей, сражались с драконами и отправлялись в странствия к неведомым землям. Их вполне можно реконструировать на основе поэтического наследия, и недостаток историко-бытовой стороны в этом случае будет с лихвой восполнен реальным менталитетом и духом исторических англосаксов.

 

Если северные всадники, предки рохиррим напоминают готов, то в случае рохиррим Профессор указывает на ковер из Байе как на одну из иллюстраций внешнего вида всадников. Правомерно ли брать ковер за основу, и если да, то каковы отличия всадников, изображенных на ковре, от воинов Европы?

Цель изготовления этого ковра — воспевание норманнских побед. Изображенные на нем воины обеих сражающихся сторон, как англосаксы, так и норманны одеты и вооружены идентично. В среде ученых до сих пор ведутся споры о том, было ли это изображение следствием реальной унификации вооружения или калька с собственного. Применительно к рохиррим происхождение вооружения представляется несущественным; во всяком случае, Профессор приводил в пример всадников с этого ковра.

Период норманнского завоевания Англии весьма хорошо исследован. Это позволяет делать четкие выводы о внешнем виде воинов. Вот примерное описание вооружения одного из них:

…за исключением ковра из Байе, немногих рельефов церквей Италии, а также единственного шлема середины XI в., сохранившегося в Европе, мы ничего не можем сказать об этом вооружении; однако шпалера эта настолько отчетливо воссоздает особенности оружейной культуры и методов ведения боя этого периода, что удачно латает лакуны наших представлений. Конический шлем с длинным наносником является вершиной мастерства в том смысле, что представляет собой наиболее лаконичное, эффективное, и технологически совершенное творение оружейников. <…> Кольчуга, вплоть до XI в. бывшая просто рубашкой из кольчужных колец, делает первый шаг к превращению в более поздний полный доспех: судя по изображениям, воины при Гастингсе — причем с обеих сторон — одеты в своеобразные комбинезоны до колен и с рукавами до локтя, представляющие единое целое. [44]. Аналогов в археологическом или ином сохранившемся материале мы не находим — вероятно, этот вариант остался мимолетным экспериментальным образцом, который, тем не менее, попал «в кадр» важнейшего свидетельства эпохи. Тяжелые копья были важнейшим элементом наступательного вооружения — они диктовали тип схватки, в которой почти все зависело от эффективности первого и решительного таранного удара всадников-копейщиков. Применение мечей каролингского типа, или секир на длинных рукоятях было уже вторичным, хотя и не менее важным действием [45].

Вот еще одно описание:

…на его голове — железный шлем конической формы с переносьем, которое является характерной чертой того времени. Его кольчуга называлась haubert и была сделана из кожи, или грубого прочного льна, на который нашивались плоские железные кольца. Она была с разрезом внизу, чтобы было удобнее ехать верхом. Под кольчугой носилась длинная льняная или шерстяная туника (рубаха) с длинными, до запястий, рукавами. На ноги надевались длинные чулки, или штаны со следками, называемые chausses, которые не вязались, а подвязывались крест-накрест кожаными ремешками. Металлический щит, достигавший в высоту человеческого плеча [46], был округлой формы с выпуклостью у основания [47].

 

Как мы видим, оба этих текста так же, как и предыдущий, исключительно хорошо подходят для описания роханского всадника, за исключением доспеха: Профессор указывал, что их доспехом была кольчуга из мелких колец, а не нашитые на ткань или кожу кольца. Еще одним отличием было украшение шлема конским хвостом; ни у норманнов, ни у англосаксов мы подобного не встретим.

Интересной особенностью роханского войска было то, что всадники были обучены сражаться и в пешем строю. Этот момент также хорошо согласуется с европейской тактикой XI в.:

«Стена щитов», прекрасно известная по скандинавским источникам, была действительно наиболее эффективной мерой защиты пехотинцев в сомкнутом строю — будь то от натиска пехоты или конницы. Отметим, что согласно ковру из Байе, пехотинцы представляли собой по своему внешнему виду практически тех же всадников, без лошадей. Это свидетельствует о незавершенности процесса кристаллизации сословия рыцарей, еще не ставших своеобразной кастой средневекового общества [48].

 

Отметим, что норманнское вооружение и тактика не были присущи англосаксам «героической» эпохи, что позволяет говорить об анахронизме. Вместе с тем, не стоит забывать, что в рамках мира Толкина вооружение рохиррим проходило определенное развитие, и первый шаг к полному доспеху мог быть сделан под влиянием Гондора. Не стоит забывать также и о том, что сами норманны были потомками выходцев с севера, хотя и в полной мере воспринявшим культуру «более цивилизованных» франков, на землях которых они поселились. Всего лишь шесть поколений разделяют Хрольфа, покорителя Нормандии, и его потомка Вильгельма, покорителя Англии.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о возможности реконструкции материальной культуры «предков северян» (времен их жизни на Севере), на основе англосаксонской, а внешнего вида всадников Рохана (времен событий, описанных во «Властелине Колец») — на основе норманнских всадников середины XI века.

 

Исторические примеры

Эорл Юный, первый король Рохана, был вооружен копьем и мечом (их носил оруженосец).

Брего, сын короля Бальдора, чье тело нашли Арагорн и его спутники, был облачен в позолоченную кольчугу (gilded hauberc), перепоясанную отделанным золотом поясом, и темно-красными камнями. Шлем также был украшен золотом. Князь был вооружен длинным мечом.

Стражники у ворот Эдораса были вооружены копьями и облачены в кольчуги.

Стражники Золотых Палат сидели при входе с обнаженными мечами, рукоять которых была украшена зеленым драгоценными камнями (green gems). Кроме того, они имели при себе зеленые щиты с изображенным на них солнцем (sun was blazoned upon their green shields) и были облачены в длинные сверкающие доспехи (long corslets, burnished bright). Наиболее вероятно, что этими доспехами были кольчуги (ср. доспех „corslet“ Эовин, который позже описан словом „mail“), однако не исключен и иной тип доспеха. На момент описания стражники были без шлемов, однако вероятнее всего, что их просто сняли. Позже, один из стражников приносит шлем, полный воды, чтобы смыть плевок Гримы (это, кстати, говорит о том, что шлем не был ламеллярным).

Король Теоден владел мечом Геругрим (Herugrim), который хранился в золотых ножнах, усыпанных зелеными каменьями (scabbard clasped with gold and set with green gems). В битве при Хорнбурге и на Пеленнорских полях, король имел при себе длинное копье и щит, покрытый позолотой (golden was his shield and his spear was long).

В королевской оружейной хранились шлемы и кольчуги гондорской работы (helms and coats of mail), щиты, украшенные красными, зелеными и белыми драгоценными камнями, с золотым умбоном.

Гимли достался небольшой щит с гербом Эорла: белым конем на зеленом поле, (который Теоден носил в детстве) и легкий кожано-металлический шлем (cap of iron and leather).

Меч Эомера, Третьего Маршала Марки назывался Гутвине (Gúthwinë). Его вооружение не отличалось от вооружения остальных всадников, за исключением шлема с украшением в виде конского хвоста.

Роханские всадники (эоред Эдораса) были облачены в легкий кожано-металлический шлем, длиннополую кольчугу-хауберк из колец мелкого плетения. Кроме того, они носили большие, расписанные красками миндалевидные щиты с умбоном и были вооружены длинным мечом и длинным ясеневым копьем.

Эовин по отбытии короля Теодена на войну, приняла из его рук меч и доспех (sword and fair corslet). Из позднего отрывка становится ясно, что этим доспехом была кольчуга, возможно, отделанная серебром (mail… shone like silver in the sun).

Эркенбранд, вестфолдский князь, пришедший на помощь защитникам Хорнбурга, носил красный щит и черный рог.

Защитники хельмской теснины: упоминаются стрелы, дротики (shaft), мечи, щиты, копья (воины Теодена), мечи (воины Вестфолда).

Когда заходит речь о вооружении Мериадока, Эомер упоминает легкий шлем (lighthelm), и сожалеет, что для воина нельзя найти подходящий меч и кольчугу (mail).

 

Приложение 1: Образ всадников в фильме «Властелин Колец»

Дизайнеры фильма П. Джексона «Властелин Колец» представили свою «реконструкцию» рохиррим. Она основана на т.н. «вендельской культуре», бытовавшей у англосаксов и скандинавов в период VI-VIII веков.

 

Главной отличительными особенностями этой культуры, заимствованные художниками фильма, были украшения в виде животных (чаще всего - вепря, а также медведя, птицы; в фильме использован образ коня), пришедшее из Скандинавии, а также надбровья. Часто использовалась личина или полумаска. Доспехи и мечи также украшались изображением животных. В это время среди металлических доспехов наибольшим предпочтением пользовалась кольчуга. Однако кольчуга была дорогостоящим по тем временам доспехом, который мог позволить себе далеко не каждый. Поэтому чаще всего встречались различные вариации кожано-металлического, кожаного, стеганного доспеха. Кольчуга была небольшой, размером с рубаху, поэтому главную роль в защите воина играл большой круглый щит, чаще всего кулачного хвата [49].

На фоне этого описания, тяжелые латные и чешуйчатые доспехи рохиррим из фильма выглядят анахронизмом. Художники фильма, удачно передав эстетику доспехов вендельского периода, исказили их форму (например, на всех моделях укорочены нащечники) и дополнили множеством лишних деталей. Из-за этого вооружение во многом потеряло реалистичность.

Главным недостатком работы дизайнеров является уход от конкретных указаний Профессора, несмотря на то, что они явно учитывали их в своей работе. Например, отдав дань изображениям всадников на гобелене из Байе, они, тем не менее, вместо кольчужного ввели чешуйчатый доспех. Грубыми ошибками являются крепление плащей к доспехам; в фильме Теоден и Эомер одновременно носят полный чешуйчатый доспех, кольчугу и панцирь.

Вместе с тем, доспехи рохиррим в фильме достаточно разнообразны (правильно передан аспект отсутствия у рохиррим унификации вооружения, в отличии от гондорцев), королевские гвардейцы хорошо выделяются на общем фоне. Великолепно передана роханская геральдика. Символ солнца, на который обычно не обращают внимания в связи с более известной эмблемой — белым конем на зеленом фоне, присутствует на щитах и шлемах витязей Эдораса (королевской гвардии). Вооружение исполнено в едином стиле, исключительно скрупулезно выписаны детали, в том числе повседневного быта.

Однако, несмотря на большую проделанную работу. внешний вид рохиррим, явленный в фильме, не может быть взят за основу реконструкции вооружения рохиррим времен «Властелина Колец», из-за множества прямых противоречий описаниям в текстах Профессора.

 

Тексты

  • Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин Колец» (ВК) (цитаты приведены в переводе М. Каменкович и В. Каррика)

  • Дж. Р. Р. Толкин, «Неоконченные Сказания» (НС) (Unfinished Tales, перевод ТТТ) тексты:
        - «Кирион и Эорл и дружба Гондора и Рохана»,
        - «Битвы у Бродов Изена».

  • Дж. Р. Р. Толкин, «История Средиземья», XII том, ч.10, гл.2: «О Гномах и Людях»

  • Дж. Р. Р. Толкин, «История Средиземья», XII том, ч.16, «Тал-Эльмар»

  • Дж. Р. Р. Толкин, «Письма»; М., Эксмо, 2004.

  • «Беовульф», англосаксонская поэма X века.

  • Т. Шиппи «Дорога в Средиземье».

  • М. и Ч. Борн-Квеннелы, «Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов»; СПб, Евразия, 2002.

  • Д. Ч. Дуглас, «Норманны: от завоеваний к достижениям».

  • Х. Вольфрам, «Готы»; СПб, ИД Ювента, 2003.

  • Э. А. Томпсон, «Римляне и варвары»; СПб, ИД Ювента, 2003.

  • А. А. Хлевов, «Предвестники викингов: северная Европа в I-VIII веках.»; СПб, Евразия 2002.

 

Благодарю за неоценимую помощь в подготовке статьи Светлану Таскаеву (Анариэль), Магнуса Максимуса и всех, кто проявлял интерес к ее написанию.

 

Примечания

1 Это слово из эльфийского языка, синдарина, являющееся переводом их самоназвания; в частности, его употребляли в Гондоре. Сами жители Рохана называли свой народ эотеод (Éothéod), а свое государство Марка (The Mark).

2 «Эти северяне были потомками того же народа, что и люди, которые в Первую эпоху пришли на запад Средиземья и стали союзниками эльдар в их войнах с Морготом», (НС с.288).

3 Предками или ближайшей родней северян был третий, наиболее многочисленный из народов Друзей эльфов, которым правил дом Хадора (слова Фарамира в ВК IV-5; прим 4 к НС с. 310). Это подтверждается их внешностью: люди народа Хадора, как и рохиррим были высоки и светловолосы.

4 Ср. слова Арагорна, ВК III-2.

5 См. История Средиземья, т. XII, ч.2 «О Гномах и Людях»

6 О Рованионе см. приложение А к «Властелину Колец», «Неоконченные сказания: Кирион и Эорл», а также главу этого исследования, посвященную вооружению северян (пока не выложена).

7 См. Письмо 131.

8 В частности, в «Тал-Эльмаре» упоминается союз «жестоких севера» (т.е. северян) с нуменорцами.

9 «Не будет на них наложено никаких обязательств помимо их собственных законов и воли, кроме одного: они будут жить в вечной дружбе с Гондором, и враги его будут их врагами, пока стоят оба государства.» (Кирион, НС с. 303).

10 „Yet now, if the Rohirrim are grown in some ways more like to us, enhanced in arts and gentleness, we too have become more like to them, and can scarce claim any longer the title High“ [ВК IV-5].

11 НС, 298.

12 См. прим 36 к НС с. 315.

13 „They love their horses next to their kin. And not without reason, for the horses of the Riddermark come from the fields of the North, far from the Shadow. and their race, as that of their masters, is descended from the free days of old.“ [ВК II-2].

14 „Their horses were of great stature, strong and clean-limbed; their grey coats glistened, their long tails flowed in the wind, their manes were braided on their proud necks. The Men that rode them matched them well: tall and long-limbed; their hair, flaxen-pale, flowed under their light helms, and streamed in long braids behind them; their faces were stern and keen. In their hands were tall spears of ash, painted shields were slung at their backs, long swords were at their belts, their burnished skirts of mail hung down upon their knees“.

15 Луки неоднократно упоминаются в текстах, а метательными копьями (shaft) вооружены защитники Хельмской Теснины [ВК III-7] Cм. также Исторические примеры.

16 Cр. доспех Эовин, называемый, как corslet, так и mail

17 Это редуцированная маска (ср. развитие шлема вендельской эпохи и периода ранних викингов, VI-IX вв.), которую в рамках Средиземья северяне вполне могли перенять от гномов.

18 Предположение об удлинении кольчуги основано на сравнении характера вооружения северян, «патриархально-эпического» народа, которые по уровню развития культуры соответствуют германцам Темных веков, и вооружения роханцев, которое Профессор прямо сопоставил с вооружением времен норманнского завоевания Англии. Отличительной особенностью этого периода развития вооружения стало увеличение лук седел (что повышало силу копейного удара) и повсеместное распространение длиннополых кольчуг, связанное с удешевлением их производства. Главная особенность норманнского вооружения - первый шаг к доспеху, полностью защищающему воина. У ранних германцев такой доспех отсутсвовал. Хотя кольчуги и чешуйчатые панцири были известны с очень давних времен, большинство германцев просто не могло их себе позволить. Поэтому, в защите их воины полагались больше на щит и собственную ловкость. Широко были распространены доспехи из кожи и простеганной материи. Разумеется, возможны и другие варианты развития вооружения, но этот является наиболее обоснованным.

19 Следует заметить, что в «ВК», понятие knight, рыцарь, у рохиррим существовало, но несколько в ином смысле, чем у гондорцев. В частности, Эовин, после битвы на Пеленноре просит посвятить в рыцари Мериадока. Но эти рыцари сословием еще не являлись. Здесь можно провести параллель с книхтами — отборной гвардией английских королей, от которых вели свое происхождение собственно рыцари.

20 В текстах упоминаются реформы короля Фолквине, увеличившего число эохере до двенадцати тысяч человек в следствие увеличения населения.

21 Во время войны с Саруманом, именно так поступил Эркенбранд Вестфолдский, однако власть его все же не распространялась на прибывший из столицы отряд Эльфхельма.

22 Как было, например, при короле Теодене

23 В Гондоре существовала должность Наместника, но она была постоянной и передающейся по наследству. Наместник замещал Короля в случае ухода на войну. Король не имел права участвовать в сражениях, если у него не было хотя бы одного сына.

24 Например, младшим маршалом был Гримбольд [НС: 369]. Два других титула Теоден пожаловал Гандальву, когда тот стал его советником:

— Сим провозглашаю моего друга, Гэндальфа Грейхейма, мудрейшего из советников и желаннейшего из гостей, Князем Марки и вождем Эорлингов. Так будет, покуда не прервется мой род. [ВК III-6]

25 Например, оруженосец Эорла [НС: 302, 304]; оруженосцем короля Теодена был Мериадок. В черновиках упоминается также оруженосец Эомера.

26 Именно так был обнаружен и разбит отряд Углука.

27 См. «О гномах и людях»; а также НС: с. 298

28 Cр. слова Теодена на предложение Дэнетора укрыться в Минас Тирите: «Мы привыкли биться на конях, в открытом поле» [ВК V-3]. О укреплениях см. «Битвы на Бродах Айзена» [НС: 361]; стена щитов упоминается там же [НС: 362], а также в описании битвы на Пеленнорских полях [ВК V-6]

29 Разницу между нуменорским и роханским строевым порядком можно хорошо представить, сравнив сложные построения римлян и византийцев с тактикой германских народов (готов, англосаксов).

30 Пеленнорская битва, в силу своей известности самый яркий пример. Но теми же приемами ведения боя пользовался, по всей видимости, еще Эорл на Кэлебранте и маршал Эльфхельм на Бродах Айзена [НС: 358]. Этим же объясняется нетерпение Теодена в Хорнбурге:

— Я задыхаюсь в этой тюрьме, — в сердцах бросил Король. — Если бы я мог выехать в поле с копьем наперевес и повести за собой воинов, может, я снова испытал бы радость битвы и обрел достойный конец. А здесь я бессилен. [ВК III-7]

31 Ср. тактику византийских и сарацинских воинов XI века, которые достаточно быстро отказались от прямых боевых столкновений с конницей норманнов и крестоносцев

32 Маршал Эльфхельм, первая Битва за Броды Айзена; [НС: 358].

33 Отметим, что и в данном случае имеется полная аналогия с традицией народов северной Европы, где был такой же обычай произнесения аллитерационных стихов. Они могли произноситься не только во время сражения.

34 „And then wonder took him, and a great joy; and he cast his sword up in the sunlight and sang as he caught it“. [ВК V-6].

35 «Тогда Эорл шагнул вперед, и, взяв у своего оруженосца копье, воткнул в землю стоймя. Затем, обнажив меч, он подбросил его, и клинок сверкнул на солнце. И, поймав его, Эорл шагнул вперед и положил клинок на курган, не отпустив, однако, рукояти» [НС: 304]

36 «Король выехал на нейтральную территорию между двумя стоящими друг против друга армиями. На нем были позолоченные доспехи, украшенные орнаментом из золота и пурпура. Конь под ним был огромных размеров. На глазах двух армий он начал великолепный военный готский танец. Он мастерски управлял конем, заставляя его то кружиться на месте, то бросаться из стороны в сторону. Оставаясь в седле, Тотила бросал высоко вверх копье и ловил его, когда оно, вращаясь, падало вниз. Он с удивительной ловкостью перебрасывал его из одной руки в другую. Он то ложился на спину, то резко наклонялся в одну или другую сторону. По мнению Прокопия, Тотила исполнял свой замечательный танец так, как будто его учили этому с самого детства.» [Томпсон Э.А. «Римляне и Варвары», с.99]; (по византийскому историку Прокопию).

37 Перед боем нормандский менестрель Тайфер (Taillefer, «Разрубающий железо») скакал перед строем, пел перед герцогом Гийомом песню «о Шарлемане и Роланде, и об Оливье и вассалах, что погибли в Ронсевале». Он подбрасывал свой меч в воздухе и снова ловил его (об этом пишут Генри Хантингдонский («подбрасывая меч») и Ги Амьенский («подбрасывая свой меч вверх»; «жонглировал мечом») то же и у Гаймара). Несмотря на то, что описание отстоит от событий 1066 года на целый век, можно считать достоверным тот факт, что подобный обычай встречался у европейских всадников.

38 Еще раз отметим, что сами рохиррим были монотеистами, то есть не рассматривали ритуал как магическое средство для благополучия умершего в ином мире.

39 Эовин прекрасно владеет мечом, носит доспехи всадника и никто не считает это странным. Сама она сообщила о своем мастерстве Арагорну, когда просила взять ее на войну, а потом, на Пеленноре, убедительно доказала свои слова. В европейской истории подобный обычай существовал у многих германских племен, в частности, у готов (что служило для римлян доказательством существования амазонок).

40 Очень подробно осветил этот вопрос профессор Шиппи в своей книге «Дорога в Средизмье».

41 В этом отношении для рохиррим есть более подходящие аналоги в виде готской (по духу) и норманнской (по вооружению) конницы.

42 Им посвящены две главы его книги: «Лошади Марки» и «Окраины Марки».

43 Письмо 131.

44 На ковре условно изображены простые длиннополые кольчуги с вырезом для удобства верховой езды, распространенные в то время по всей Европе.

45 Процитировано: комментарий А.А. Хлевова к книге Д.Ч. Дугласа: «Норманны: от завоеваний к достижениям», СПб, Евразия, 2003, с. 115-116.

46 Под упоминаемыми в сагах и легендах «железными щитами» скорее всего имеются в виду металлом щиты, окованные металлом; высота этих щитов могла быть очень разной.

47 Процитировано: М. и Ч. Генрих Борн Квеннелы «Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов» СПб, Евразия, 2002, с. 127.

48 Процитировано: А.А. Хлевов. Комментарий к книге Д.Ч. Дугласа: «Норманны: от завоеваний к достижениям», СПб, Евразия, 2003, с. 118.

49 О вооружении северных германцев периода Темных веков см. работу А.А. Хлевова »Предвестники викингов: Северная Европа в I-VIII веках», гл. «Человек воюющий»; СПб, Евразия, с.108-131.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

zzzzzzzz