Юлия Понедельник. О предсказаниях в Арде.

См. также:

Судьба и свобода воли (текст, опубликованный в Tolkien Studies 6). Перевод Эариссэ

Юлия Понедельник. О проклятиях

Юлия Понедельник. Cмерть, погребальные обряды, могилы и загробное существование народов Арды

Две Змеи, Кеменкири. "Оппозиция ее Величества": "взгляд и нечто" по теме игры


1. Введение

 

Трудно недооценить роль предсказаний и предзнаменований в Арде, если известно, что сама ее история началась с Музыки Айнур и Видения - а это и было предсказание всей истории Арды, хотя и не доведенное до конца. Узрев его еще до сотворения Мира, Айнур приобрели знания о том, что произойдет в Арде, поэтому они обладают большим знанием о будущем, нежели Дети Эру. Как говорится в "Сильмариллионе", гл. "Айнулиндалэ": "И о многом другом поведал в то время Айнур Илуватар, и они помнят его речи и знают, что каждый из них вложил в созданную им музыку; потому Айнурам известно многое, что было, есть и будет, и немногое сокрыто от них. Есть, однако, то, чего они провидеть не могут - ни в одиночку, ни советуясь друг с другом: ибо никому, кроме себя самого, не раскрывает Илуватар всех своих замыслов, и в каждую эпоху появляются вещи новые и непредвиденные, так как они не исходят из прошлого". (с)

Таким образом, очевидно, что хотя Видение содержало практически всю историю Арды, она не была точным предсказанием, потому что в Арде могли появиться "вещи новые и непредвиденные", хотя в точности нигде не указано, что каких-то из "новых вещей" не было в Видении. Когда Оромэ встречает эльфов, то сказано: "И Оромэ, взглянув на эльфов, исполнился изумления, словно они были созданиями странными, дивным и непредвиденными: ибо так всегда будет с Валар. Что ни предпето в Музыке или предсказано в Видении, - для тех, кто пришел в Эа, каждая новая вещь будет чем-то неожиданным и непредвиденным". (с) "Сильмариллион", гл. "О приходе эльфов и пленении Мелькора". С другой стороны, очевидно, что Дети Эру не были для Валар чем-то новым - о них определенно говорится, когда описывается Видение. Возможно, кстати, гномы были "вещью новой и непредвиденной" (поскольку их не было в Видении в отличие от эльфов и людей). Однако более определенно об этом не сказано.

 

2. Типология предсказаний

 

2.1. Типы по отношению к "истинному прозрению"

Все предсказания в текстах об Арде можно разделить на три типа:

1) Предсказания, основанные на логике и знании, или, если можно так выразиться "экспертное прогнозирование". Практикуется "мудрыми" представителями любой расы. Часто дает достаточно точные результаты, но поскольку не может учесть "непредвиденного", то не всегда срабатывает.

2) Предсказания, основанные на знании Музыки Айнур и Видения. Являются более точными, чем предыдущие, но тоже не учитывают "непредвиденного". Практикуются только Айнур и могут "снизойти" на представителей других рас, наяву или во сне.

3) Предсказания, исходящие непосредственно от Эру. Могут "снизойти" на представителя любой расы.

О различии между этими тремя типами предсказаний говорится в "Осанвэ-кента":

"Я отвечу, что это не так. Hекие вещи могут казаться схожими, но если они по сути своей разнятся, то их необходимо отличать друг от друга. Прозрение, сиречь предвидение, и предсказывание, сиречь мнение, основанное на суждениях относительно очевидного и наличного, могут предвосхищать одно и тоже, но они полностью различны по подходу, и учителя мудрости должны отличать одно от другого, пусть даже обыденный язык Эльфов и Людей дает им одно и тоже наименование в качестве подразделов мудрости.

...

Здесь Пэнголод развивает (хотя это и не обязательно для его доказательств) тему "прозрения". Hикакой разум, как утверждает Пэнголод, не знает того, что не в нем. Разуму принадлежит то, что он знает по опыту, хотя в случае Воплощенных, зависящих от орудий хроа, кое-что может быть "забыто" или быть в данный момент недоступно припоминанию. Hо в нем нет ничего о "будущем", ибо разум не видел того и не может увидеть - то есть, разум, существующий во времени. Такой разум может узнать о будущем только от другого разума, который видел будущее. Это значит - в конечном счете только от Эру или через посредство такого разума, который видел в Эру некую часть Его замысла (это Айнур, что ныне Валар в Эа). Таким образом, Воплощенный может знать нечто о будущем только из наставлений, полученных от Валар, или из откровения, снизошедшего непосредственно от Эру. Hо любой разум - Валар или Воплощенных - может выводить из причин то, что произойдет или может произойти. Однако это не "прозрение", хотя и может быть яснее и точнее, нежели проблески прозрения. Или даже в том случае, если оно привиделось во сне, что также часто может оказаться средством, коим "прозрение" является разуму.

...

Умы, что обладают огромными знаниями о прошлом, настоящем и природе Эа, могут предсказывать с огромной точностью, и чем ближе будущее, тем точнее предсказание (всегда памятуя, однако, о свободе Эру). Посему много из того, что небрежная речь именует "прозрением", - не более, чем догадка мудрого. И даже оно получено - как предупреждение или наставление - от Валар, оно все равно может быть догадкой, как, впрочем, и "прозрением", полученным из вторых рук" (с).

 

Точно так же говорится об отличии между этими тремя типами предсказаний в "Поздней Квэнта Сильмариллион" гл. "Законы и обычаи эльдар" (примечание к предсказанию Мандоса об Эарендиле):

"Имеется в виду провидение, не основанное ни на очевидных причинах, ни на (для Валар) знании Великой Темы" (с).

Второй и третий тип предсказаний я буду называть "истинным прозрением" и речь в дальнейшем будет идти только о них, поскольку первый тип не представляет собой чего-то особенного (и вполне доступен любому достаточно умному существу). Второй же тип походит на то, как если бы мы, посмотрев фильм или прочитав книгу и вдруг оказавшись "внутри повествования", удивляли бы героев своими "провидческими способностями" (хотя автор (Эру) и может внести туда исправления и дополнения).

 

Четко различить второй и третий тип предсказаний, если речь идет об Айнур (и если нет указания в тексте, как в случае с Эарендилем), весьма затруднительно. На мой взгляд, все предсказания Мэлиан (о Сильмарилях, о Берене, Тинголе и Лутиэн, о Турине) и Ульмо (о падении Гондолина) все же относятся ко второму типу (знанию Великой Темы). Но предвидение Моргота относительно Тургона ("тень падала на сердце Моргота, предостерегая, что в некие, пока еще сокрытые времена Тургон станет причиной его падения" (с), "Сильмариллион", гл. "О пятой битве: Нирнаэт Арноэдиад"), по моему мнению, явно относится к типу третьему, поскольку прибытия Эарендиля в Валинор, очевидно, не было в Видении (оно определенно относится автором к "истинному прозрению", исходящему от Эру). Ни один разум, даже разум "сильнейшего из жителей Эа" - Мелькора- не может закрыть себя от Эру. "Hи один разум, однако, не может закрыться от Эру: ни от его взгляда, ни от его послания. Последнее разум может не принять во внимание, но не может сказать, что не знал о нем" (с) "Осанвэ-Кента". То же можно сказать и о некоторых предвидениях Гэндальфа (например, его предвидение того, что обязательно необходимо взять Бильбо в поход к Эребору - от этого будет зависеть успех его предприятия и что-то еще, очень важное) - мне кажется, это предвидение относится к "предвидению от Эру". Что же до представителей иных рас, то им предсказания могут приходить как от Эру, так и от Валар, хотя нигде не указано, как их можно различить. От Ульмо исходят "тревожные сны", что снятся Тургону и Финроду на берегу Сириона - в них предсказываются "дни лиха", в которых Моргот "сокрушит северные воинства". Неясно, от кого исходит предсказание о Сломанном Мече и Проклятии Исильдура (сон, приснившийся Боромиру и Фарамиру) - от Валар или от самого Эру (лично я склоняюсь к версии Валар). Данные случаи, однако, походят скорее не на "истинное прозрение", а просто на передачу мысли на расстоянии (само же предсказание является знанием Валар Великой Темы, то есть относится ко второму типу).

 

2.2. Условные и безусловные

 

Существуют также два типа "истинных прозрений": условные и безусловные. К безусловным относится большая часть предсказаний: "Его (Короля-Чародея) конец еще далек, и падет он не от руки мужа" (с) "Властелин Колец", Приложение А, "Летописи королей и властителей"; "Клятва станет вести их (Фэанора и его сыновей) - и предавать, и вырвет у них то самое сокровище, добыть которое они поклялись. Все начатое ими в добре завершится лихом; и произойдет то от предательства брата братом и от боязни предательства" (с) "Сильмариллион", гл. "Об исходе нолдор"; "- Дам и я (Финрод) обет, и должен быть свободен, чтобы исполнить его и уйти во тьму. А от моих владений не останется ничего, что мог бы наследовать сын" (с) "Сильмариллион", гл. "О нолдор в Белерианде" и т.д. и т.п. То есть предсказывается некое событие, которое обязательно произойдет независимо ни от чего. Однако есть и более хитрый тип предсказаний, который зависит от некоего условия:

1. Ульмо Тургону о Гондолине: "А потому, - сказал он, - может случиться, что проклятие нолдор отыщет тебя до срока, и измена родится в стенах твоих. Тогда им будет грозить огонь. Но, если опасность эта станет воистину близка - придет из Нэвраста некто и упредит тебя, и через него над гибелью и пламенем родится надежда людей и эльфов. Посему оставь в этом доме меч и доспех, дабы в грядущие дни он мог найти их; по ним ты узнаешь его и не обманешься" (с). "Сильмариллион", гл. "О нолдор в Белерианде"

Из предсказания очевидно, что гибели жителей Гондолина (но не самого города) можно избежать - если Тургон будет слушать посланника Ульмо. Как известно, он его не послушал, и потому большая часть гондолиндрим погибла (хотя предсказание о "надежде эльфов и людей" исполнилось).

2. Куруфин - Эолу: "И вот еще какой совет добавлю я: возвращайся в свое жилище во тьме Нан-Эльмота, ибо сердце упреждает меня, что если отправишься ты вдогон за теми, кто более не любит тебя, никогда тебе туда не вернуться" (с). "Сильмариллион", гл. "О Маэглине".

Если бы Эол послушал совета и не отправился за Арэдэлью и Маэглином - то не погиб бы.

3. Мэлиан - Тинголу: "- Ты поступил хитроумно, о король! Но если глаза мои не потеряли еще способности видеть дальше прочих, исполнит ли Берен свое дело или нет, это равно принесет тебе несчастье. Либо ты, либо твоя дочь обречены - тобой же" (с). "Сильмариллион", гл. "О Берене и Лутиэн"

Очевидно, что кроме известных нам событий (Берен принес Сильмариль в Дориат, Тингол погиб, убитый гномами из-за их вожделения к Сильмарилю), могло бы произойти следующее: Берен погибает, не добыв Сильмариля, Лутиэн умирает от горя.

4. Эльронд - Митрандиру: "Предчувствую я, что Единое Кольцо все же сыщется, и вновь разгорится война, и в этой войне придет конец Эпохи. Воистину, отойдет она во тьме, если только некий странный случай, недоступный взору моему, не спасет нас."

"Много странного случается в мире, - отвечал Ми-трандир, - и бывает, что, когда Мудрые оказываются бессильны, помощь приходит от слабых." (с) "Сильмариллион", "О Кольцах Власти и Третьей Эпохе".

То есть, если бы не помощь хоббитов и не Голлум - война с Сауроном была бы проиграна.

5. Арагорн - Гэндальфу: "И я говорю тебе: если ты переступишь порог Мории - берегись!" (с) "Властелин Колец", кн. 2, гл. "Путь во тьме"

Гэндальф остался бы жив, если бы не пошел в Морию.

6. "Галадриэль открыла мне, что Боромиру грозит страшная опасность. Значит, он все-таки избежал ее!" (с) "Властелин Колец", кн. 3, гл. "Белый Всадник"

Очевидно, имеется в виду, что если бы Боромир получил Единое Кольцо, то вероятно, превратился бы в слугу Саурона, еще одного Кольцепризрака.

7. Галадриэль - Леголасу: "Рожденный в Зеленом Лесу Леголас!

Ты жил беспечально, но бойся хоть раз

Крик чайки услышать над пеной морской -

Навеки забудешь дорогу домой." (с)

"Властелин Колец", кн. 3, гл. "Белый Всадник"

Если бы Леголас не услышал крик чайки - то в нем не пробудилась бы тяга к Морю и он не уплыл бы в Валинор.

8. Прорицатель Малбет - отцу Арведуи: "Ты дашь ему имя Арведуи, ибо он будет последним Королем Артедаина. Правда, настанет еще время, когда дунаданам будет предложен выбор, и если они выберут путь, который, по видимости, будет обещать меньше надежды, - тогда сын твой поменяет имя и станет королем великой страны. Если же выбор будет иным, многая печаль постигнет ваши селения и много сменится поколений, прежде чем дунаданы вновь станут сильными и воссоединятся". (с) "Властелин Колец", Приложение А, "Летописи королей и властителей"

9. Иворвен - Дираэлю (о браке Гилраэн и Араторна, родителей Арагорна): " -Тем паче надлежит нам поторопиться! Дни становятся темнее, скоро грянет буря, и нас ждут великие перемены. Если эти двое обручатся сейчас, дунаданам блеснет луч надежды, но если они замедлят - в эту эпоху с надеждой придется распроститься" (с) "Властелин Колец", Приложение А, "Летописи королей и властителей"

10. О Турине: "Тогда Турин, терзаясь тоской и сомнениями, отрекся от Финдуилас вопреки своему сердцу и вопреки последним словам Флиндинга (а ежели бы повиновался им Турин, в итоге не настиг бы его рок)". (с) "История Средиземья", т. IV, "Квэнта"

Очевидно, если бы Турин спас Финдуилас - то он женился бы на ней, а не на Ниэнор, и самого худшего бы не случилось.

11. Самое интересное в этом смысле предсказание - с тремя, а не с двумя исходами - раннее предсказание Ульмо о Гондолине: "И вложил в уста гонца нужные слова для Тургона, веля королю готовиться к битве с Морготом, пока еще не все потеряно, и обещая, что Ульмо тронет сердца Валар и убедит выслать ему помощь. То будет битва смертельная и ужасная, и однако же если Тургон дерзнет дать бой, сломлена будет мощь Моргота и слуги его сгинут и никогда уж не потревожат мир. Но ежели Тургон не пожелает выйти на эту войну, тогда должно ему будет покинуть Гондолин и увести народ свой вниз по Сириону, прежде чем Моргот сумеет ему воспрепятствовать, а в Устье Сириона Ульмо приветит короля и поможет выстроить могучий флот, на котором номы поплывут назад в Валинор, однако тогда горестная участь ждет Внешние Земли. Туору же, ежели внемлет Тургон словам Ульмо, предстояло отправиться в путь, когда король двинется на войну и войти с воинством в Хитлум, и вновь привести тамошних людей к союзу с эльфами, ибо "без людей эльфам вовеки не одолеть орков и балрогов"". (с) "История Средиземья", т. IV, "Квэнта"

 

То есть существует три варианта исхода: наилучший (Тургон выходит и дает бой Морготу - Моргот побежден и орки навеки исчезают); более плохой (Тургон и его подданные уходят и спасаются, Моргот побежден, но орки не исчезают и продолжают свою разрушительную деятельность); наихудший (Тургон и его подданные не уходят и по большей части погибают, Моргот побежден, но орки не исчезают и продолжают свою разрушительную деятельность). Однако это предсказание в более поздних текстах было сокращено до двух последних исходов и речь о выходе на битву Тургона и полном исчезновении орков уже не идет. Как нам известно, осуществился третий и наихудший вариант.

Есть еще многие предсказания, в которых поставлено скорее не условие, а срок исполнения, например: "Так в надлежащее время, в Имладрисе, Нарсиль был передан Валандилю, наследнику Исильдура; но клинок был сломан, свет его затмился, и меч не был перекован. И Владыка Эльронд предсказал, что этого не произойдет, пока не отыщется Кольцо Власти и не вернется Саурон; но и люди, и эльфы надеялись, что этого не случится" (с), "Сильмариллион", "О Кольцах Власти и Третьей Эпохе" или "говорят, что так и томятся они (Ар-Фаразон и его воины) в заточении в Пещерах Забвения, пока не грянет Последняя Битва и День Рока". (с) "Сильмариллион", "Акаллабэт".

 

2.3. Сбывшиеся и несбывшиеся

Поскольку я здесь говорю только об "истинных" прозрениях, то в термин "несбывшиеся" я вкладываю несколько иной смысл - предсказания, отнесенные в "будущее текста". Известная нам история Арды охватывают время от ее сотворения до 120 года Четвертой Эпохи. Подавляющее большинство предсказаний исполнилось в это время (и я не буду их перечислять), но есть несколько предвидений, отнесенных в будущее. К ним относятся:

1. "Они (гномы) верят, что Ауле Создатель, которого они зовут Махал, заботится о них и собирает в Мандосе, в отдельном чертоге; и что в древности он открыл их Праотцам, что пред Концом Мира Илуватар благословит гномов и даст им место среди Детей. Тогда делом их будет служить Ауле и помогать ему в восстановлении Арды после Последней Битвы". (с) "Сильмариллион", гл. "Об Ауле и Йаванне"

Не очень, правда, ясно, является ли это предсказание "истинным" - автор не дает никаких намеков по этому поводу.

2. "Мандос предрек, что судьбы Арды, земли, моря и воздуха заключены в них (Сильмарилях)". (с) "Сильмариллион", гл. "О Сильмарилях и непокое нолдор".

Очень туманное предсказание - совершенно неясно каким образом "судьба мира" связана с Сильмарилями. Правда, некоторый свет на этот вопрос проливает следующее предсказание о Конце Арды:

3. "Такое пророчество произнес Мандос, когда Боги сидели на совете в Валиноре, и весть о его словах обошла всех эльфов Запада. Когда мир будет стар, а Силы утомятся, тогда Моргот, увидев спящую стражу, вернется через Врата Ночи из Безвременной Пустоты; и уничтожит он Солнце и Луну. Но к нему спустится Эарендель, подобный белому опаляющему пламени, и низвергнет его с небес. Тогда на полях Валинора грянет Последняя Битва. В тот день Тулкас сразится с Морготом, и по правую руку от него будет Фионвэ, а по левую - Турин Турамбар, сын Хурина, вышедший из чертогов Мандоса; и черный меч Турина принесет Морготу смерть и окончательную гибель; и так будут отомщены дети Хурина и все люди.

После этого Земля будет разрушена и переделана, и Сильмарили будут извлечены из Воздуха, Земли и Моря; ибо Эарендель спустится и отдаст то пламя, что было дано ему на хранение. Тогда Фэанор возьмет Три Самоцвета и вручит их Йаванне Палуриэн; и она разобьет Камни и с помощью их огня вновь зажжет Два Древа, и тогда загорится великий свет. И падут Горы Валинора, так что Свет распространится по всему миру. В том свете Боги вновь станут юными, а эльфы пробудятся, и восстанут все их мертвые, и замысел Илуватара касательно эльфов будет завершен. Но о людях в тот день пророчество Мандоса не говорит и не называет имен людей, кроме одного лишь Турина, а ему будет дано место среди сыновей Валар". (с) "История Средиземья", т. V, "Квэнта Сильмариллион"

Однако, Дж.Р.Р.Толкин в поздних текстах отказался от этого предсказания и в "Поздней Квэнта Сильмариллион" сказано следующее:

"...а изменится ли что-нибудь и придет ли конец Искажению, знают, быть может, лишь Манвэ и Варда; но они никому не открыли того, и не сказано о том в пророчествах Мандоса". (с) "Сильмариллион", гл. "О плавании Эарендиля и Войне Гнева"

И в примечаниях к "Атрабет Финрод ах Андрет" ("История Средиземья", т. Х) говорится следующее:

"Но, предсказан Конец Арды в Музыке или нет, Эру волен вмешаться и оборвать Историю в любой момент; так что предсказать Конец невозможно" (с).

Таким образом, предсказание о "судьбе мира", заключенной в Сильмарилях, "повисает в воздухе", и нам остается только гадать, что имел в виду Намо Мандос (и Дж.Р.Р.Толкин).

4. С Сильмарилями связано еще одно "несбывшееся" предсказание:

"...однако радость их (ваниар) была неполной, ибо они вернулись без Сильмарилей, отнятых у Моргота; и знали они, что нельзя эти камни ни отыскать, ни собрать вместе, пока мир не будет разрушен и пересоздан вновь". (с) "Сильмариллион", гл. "О плавании Эарендиля и Войне Гнева"

Это предсказание также очень хорошо ложится на предыдущее, но нигде не указано точно, каким же образом будут извлечены Сильмарили из моря и из глубин земли.

5. "...верим, что еще повстречаем их (жен энтов), и тогда, быть может, нам (энтам и женам энтов) удастся разыскать страну, где мы сможем жить вместе, не тоскуя по другим краям, страну, где будет хорошо и нам, и им. Есть древнее пророчество, где говорится, что энты встретят своих жен только тогда, когда и мы, и они утратим все, что имели..." (с) "Властелин Колец", кн. 3, гл. "Древобород"

6. "И вдруг мне (Финроду) явилось видение Арды Возрожденной: вечное настоящее, где могли бы жить эльдар, совершенные, но не завершенные, жить и бродить по земле, рука об руку с Детьми Людей, своими избавителями, и петь им такие песни, от которых звенели бы зеленые долы, и вечные горные вершины пели, словно струны арфы, даже в том Блаженстве, превысшем всех блаженств". (с) "История Средиземья", т. Х, "Атрабет Финрод ах Андрет"

Финрод также говорит Андрет:

"Но вы (люди) рождены не для Арды. И там, куда вы уйдете, вы, быть может, обретете свет. Жди нас там, моего брата - и меня." (с) "История Средиземья", т. Х, "Атрабет Финрод ах Андрет"

 

2.4. Счастливые и несчастливые

Даже беглого взгляда достаточно, чтобы сделать вывод: несчастливых предсказаний (в основном, видений гибели - своей или чужой) насчитывается намного больше, чем счастливых. Этот факт констатирует Финрод в "Атрабет Финрод ах Андрет" ("История Средиземья", т. Х): "Эльдар дано провидеть многое в ближайшем будущем, хотя провиденье это редко бывает в радость" (с). Вероятно, здесь дело в том, что роль предсказания заключается в предостережении (а плохого варианта "условного" предсказания можно избежать) и поэтому есть смысл "ниспосылать свыше" предсказания о несчастье, а не о счастье. Хотя, безусловно, для того, чтобы жители Арды совсем не впадали в отчаяние, Эру и Валар "ниспосылают" им и счастливые видения и предсказания о надежде (предсказание Мандоса об Эарендиле, предсказание Финрода об Арде Возрожденной и т.д.). Но тем не менее, "безусловно несчастливых" предсказаний насчитывается больше, чем "безусловно счастливых" (в "условных" предсказаниях обычно даются два варианта: плохой и хороший, поэтому однозначно их определить невозможно, пока они не исполнятся).

 

2.5. О себе и других

Очень часто предсказатель видит свое будущее или будущее членов своей семьи. Часто он предсказывает свою гибель или гибель друзей, родичей или любимых.

1. Собственная судьба.

Скорую собственную смерть провидят: Финрод, Теоден, Хуор, Гилраэн. Турин предвидит, что он будет жить на Амон-Руд. Мириэль провидит, что ей суждено родить только одного сына.

2. Судьба родичей и возлюбленных (супругов).

Финрод предвидит смерть своего брата Аэгнора, Мэлиан - гибель своего супруга Тингола или дочери Лутиэн, Тургон - несчастливую судьбу своей сестры Арэдэли, Эол предвидит гибель путем "падения с высоты" своего сына Маэглина, Идриль провидит, что от ее двоюродного брата Маэглина Гондолину грозит несчастье, Хурин и Морвен провидят, что два места грозят несчастьем их сыну Турину - Дориат (Хурин) и Бретиль (Морвен), Турин провидит, что ни ему, ни его сестре-жене Ниниэли (Ниэнор) не грозит гибель ни от дракона, ни от другого врага с Севера, Тар-Палантир предвидит связь судьбы своих потомков с Белым Древом (когда погибнет Белое Древо - погибнет и королевский род), Риан провидит великую судьбу своего сына Туора, Хуор предвидит, что его потомок станет "надеждой эльфов и людей", Дираэль и Иворвен (родители Гилраэн), предвидят, что от ее брака родится "надежда дунэдайн", Финдуилас предвидит, что Турин поразит Моргота.

 

Пророческие имена

Также у эльфов матери часто провидят судьбу своих детей, с чем связаны "пророческие" материнские имена некоторых эльфов.

"Матери часто давали детям особые имена по собственному выбору. Самыми примечательными из них были "имена прозрения", эсси теркенье, или "провидения", апакенье. В час рождения, или другой подходящий момент, мать могла дать имя своему ребенку, отметив главную черту его характера, открывшуюся ей, или провидение его особой судьбы" (с). "История Средиземья", т. Х ,"Поздняя Квэнта Сильмариллион", "Законы и обычаи эльдар".

Такими "пророческими" материнскими именами считались:

1. "Аракано" ("высокий владыка") - материнское имя Финголфина. Несмотря на то, что он был вторым сыном Финвэ, Финголфин стал верховным королем нолдор.

2."Умбарто" ("обреченный") - материнское имя Амрода. Оно относится к легенде (не попавшей в опубликованный "Сильмариллион") о том, что Фэанор случайно сжег его вместе с кораблями в Лосгаре, в этой же легенде Нэрданэль провидит, что "По меньшей мере, один из них (сыновей Фэанора и Нэрданэли) никогда не ступит на землю Средиземья" (с). "История Средиземья", т. ХII, "Шибболет Фэанора". Здесь Амрод - младший из близнецов.

3. Отчасти, таким же "пророческим" именем было имя "Айканаро" ("ярое пламя") - материнское имя Аэгнора. "...он был прославлен как один из доблестнейших воинов и внушал оркам великий страх: в ярости битвы глаза его полыхали огнем, хотя в иных случаях он являл великодушный и благородный нрав. Но и в ранней юности в нем могли заметить ярый огонь; ибо волосы его были весьма приметны: золотые, как у братьев и сестры, но густые и жесткие, обрамляющие голову подобно языкам пламени" (с). "История Средиземья", т. ХII, "Шибболет Фэанора" Кроме того, Аэгнор погиб в Битве Внезапного Пламени (возможно, именно сгорел).

4. "Эарендиль" ("любящий море") - отцовское имя и "Ардамирэ" ("драгоценность мира") - материнское имя Эарендиля. В данном случае, оба имени "пророческие": Эарендиль полюбил море, а "драгоценность мира", очевидно, намекает на доставшийся ему Сильмариль.

5. Возможно, пророческим является имя "Турукано" (Тургон), что означает "могучий вождь" - ведь Тургон стал одним из могущественных королей в Средиземье (хотя это имя - отцовское).

3. Судьба друзей.

Воронвэ и Туор предсказывают друг другу, что оба они вернутся к Морю, Арагорн предвидит, что Гэндальфу в Мории грозит гибель, Бильбо пишет "пророческое стихотворение" о "возвращении короля" (Арагорна), Мэлиан предвидит, что Турину грозят несчастья, если он не обуздает свой нрав, Фродо предвидит, что Сэм станет бургомистром и лучшим садовником Шира и у него будет много детей.

4. Судьба незнакомцев.

Однако же, бывает, что судьбу предсказывают при первой же встрече. Таковы предсказания Галадриэли Леголасу и Гимли, Куруфина - Эолу, Мальбета - Арведуи (хотя неясно, видел ли прорицатель ребенка) и т.д. и т.п.

5. Судьба неизвестных.

К таковым относятся предсказания, в которых говорится о неизвестных предсказателю (еще не родившихся) лицах. Таково предсказание Мандоса об Эарендиле, Мальбета - о том, кто заставит Мертвых выполнить клятву и т.д. и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие предсказания касаются людей (или других существ), близких предсказателю. Отчего так происходит: оттого ли, что между родичами (возлюбленными, супругами, друзьями) существует особая связь и поэтому они могут провидеть будущее друг друга (во всяком случае, такой вывод можно сделать о матерях и их детях у эльфов) или оттого, что обычно человека интересует своя судьба и судьба близких - неясно. С другой стороны, предсказания могут быть сделаны о человеке, которого предсказатель видит впервые или который еще даже не родился.

 

2.6. Предсмертные предсказания.

 

Достаточно часто говорится, что предсказания делаются в "предсмертный час". Таково предсмертное видение Фэанора: "И, бросив последний взгляд со склонов Эред Вэтрина, он узрел вдали пики Тангородрима, мощнейшей из твердынь Средиземья, и осознал в прозрении смерти, что никогда не достанет у нолдоров силы сокрушить их..." (с) "Сильмариллион", гл. "О приходе нолдор в Белерианд"; также и Хуор незадолго до гибели говорит Тургону о надежде, что произойдет от его рода и что "от тебя и от меня явится новая звезда" (Эарендиль с Сильмарилем) (с). "Сильмариллион", гл. "О Пятой Битве: Нирнаэт Арноэдиад". Возможно, в предсмертный час человек (эльф и т.д) становится более "духовным", более склонным прислушаться к голосу орэ, нежели когда он пребывает в добром здравии. А может так происходит потому, что человека перед смертью срочно необходимо о чем-то предупредить или ободрить.

 

3. Предсказания и расы

 

Очевидно, что различные расы имеют разные способности к "истинному прозрению". Наибольшей способностью отличаются Айнур, за ними идут эльфы, люди и остальные. Надо полагать, нет ни одной расы, которой не было бы доступно "истинное прозрение" (однако, например, у гномов и энтов мне удалось найти лишь по одному предсказанию, хотя, возможно, это связано с менее подробным освещением их истории и их меньшим количеством по сравнению с эльфами и людьми). Потомки смешанных браков с присутствием крови Айнур (потомки Эльвинг и Эарендиля, где Эльвинг происходит от Мэлиан), очевидно, даже будучи людьми (потомки Эльроса) имеют большие способности к предсказанию, нежели чистокровные люди или эльфы. Возможно, сами Айнур имеют большую способность к предсказанию не только потому, что они зрели Видение, но и потому, что, будучи духами, они больше "открыты" Эру и более четко воспринимают его послания. Вероятно, Мэлиан передала эту способность своим потомкам. Можно также предположить, что это "знание Видения" передавалось генетически и иногда давало о себе знать в потомках Лутиэн.

Отмечено, что друэдайн отличались особой прозорливостью, хотя известно только одно их предсказание:

"Друэдайн, всегда отличавшиеся необыкновенной прозорливостью, испугались, узнав о его (Альдариона) путешествиях, предвидя, что они принесут зло и умоляли его не плавать больше". (c) "Неоконченные Предания", "Друэдайн".

Очевидно, здесь речь идет о том, что путешествия Альдариона приведут к желанию Нуменора захватывать и покорять земли Средиземья, что и станет одной из причин его "затемнения" и Низвержения.

Интересно, что Фродо, "ставший похожим на эльфа", тоже становится своего рода предсказателем (он провидит судьбу Сэма).

 

4. Предсказания и пол

 

Если не считать особого предвидения матерей относительно судьбы своих детей, то никакой четкой связи способности к предсказанию с полом не наблюдается. Предвидением обладают как мужчины, так и женщины в равной степени.

 

5. Предсказатели

 

Согласно "Сильмариллиону" Валой, специализирующимся на предсказаниях и пророчествах, является Намо Мандос.

"Намо - старший - живет в Мандосе, на западе Валинора. Он - владетель Палат Мертвых и собиратель душ погибших. Он ничего не забывает; и ему известно все, что будет - кроме того, что осталось в воле Илуватара. Он - Глашатай Судеб Валаров; но объявляет свои пророчества и приговоры лишь по велению Манвэ". (с) "Сильмариллион", "Валаквэнта".

Однако в "Преображенных мифах" ("История Средиземья", т. Х) есть любопытная подробность, оказывается, "среди всех Валар Варда обладала сильнейшим даром пророчества и чистейшей памятью Видения и Музыки, в которой она играла малую роль, но вслушивалась внимательнее остальных". Неужели Дж.Р.Р.Толкин собирался "отодвинуть" Мандоса с поста "главного предсказателя"? Или эти слова следует понимать как "среди всех Валар, кроме Мандоса"? Однако за Мандосом столь сильно укрепилась роль "пророка", что заменить его Вардой, не переписывая кардинально всю мифологию, было бы затруднительно, так что я склоняюсь ко второму варианту.

Майяр Мандоса нам неизвестны и неясно, обладали ли они такими же способностями, как их господин. Есть лишь одно место, где об этом говорится - это "Книга Утраченных Сказаний" ("История Средиземья", т. I), там утверждается, что "Мандос и его народ имеют силу пророчества" (с). Именно один из "служителей Вэфантура (Мандоса)" изрек Пророчество Севера. Из "Падения Гондолина" ("История Средиземья", т. II) можно понять, что его звали Амнон, хотя в гл. "Бегство нолдоли" ("История Средиземья", т. I) утверждается, что "Амнос" - это место, где было произнесено пророчество. В более поздних текстах, однако, о майяр Мандоса ничего не говорится.

Другие майяр тоже обладали даром пророчества (известны предсказания Мэлиан и Гэндальфа), однако, во многом это было обусловлено знанием Музыки Айнур и Видения Арды.

Среди эльфов выделить "профессиональных провидцев" сложно. У них прозорливость часто связаны с особым умом или мудростью (например, достаточно много предсказаний изрекают Финрод, Галадриэль, Идриль, Эльронд - все они названы "мудрыми". Несколько предсказаний делает и Фэанор).

У людей особым даром провидения наделены потомки Эльроса (потомки Идрили и Лутиэн, которая, в свою очередь, была дочерью майя Мэлиан). Это Тар-Палантир, Дираэль и Иворвен (родители Гилраэн), Арагорн.

Есть, однако, среди людей и персонаж, который кроме как своими "провидческими способностями" ничем не известен. Это "предсказатель Мальбет", живший во времена Арафанта и Арведуи, последних королей Артедайна. Он предсказал судьбу Арведуи (когда тот только родился) и сделал предсказание о Мертвых и потомке Исильдура (Арагорне).

Известен также арфист-провидец из Бретиля по имени Глирхуин. Он предсказал, что Камень Злосчастных (камень с надписью, под которым похоронены Турин и Морвэн) никогда не будет осквернен Морготом и его не поглотит море. И, действительно, когда затонул Белерианд, этот камень стал верхушкой острова Тол-Морвен.

Однако, неясно были ли эти люди "профессиональными предсказателями" и почему именно они обладали таким даром пророчества, не будучи потомками Мэлиан.

 

6. Зашифровка предсказаний

 

Предсказания часто бывают достаточно туманны и запутанны, в них используется своего рода "шифр", для расшифровки которого необходим кто-то умный и искушенный в знании истории Арды. Бывает также, что предсказание использует игру слов. Особенно изящным в этом смысле мне представляется предсказание относительно гибели Короля-Чародея (предсказано Глорфиндэлем во время второй войны с Ангмаром): "Не следуй за ним! Он в эти земли уже не вернется. Его конец еще далек, и падет он не от руки мужа" (с) "Властелин Колец", Приложение А, "Летописи королей и властителей" . Как всем нам хорошо известно, Король-Чародей пал от рук Мерри Брендискока и Эовин, дочери Эомунда. Слово "муж" (или "man" на языке оригинала) имеет два значения: "человек" (раса) и "мужчина" (пол). Эовин, несомненно, была человеком, но не была мужчиной. Мерри, несомненно, был мужчиной, но не являлся человеком (хотя хоббиты и принадлежат ко Вторым Детям Эру, но в более узком смысле людьми все-таки не являются). Так что предсказание исполнилось в точности.

Также довольно туманным является предсказание о Проклятье Исильдура и Сломанном Мече, которое было дано Боромиру и Фарамиру:

"За Мечом, Что Был Сломан,

Мчи в Имладрис чуть свет:

Тот, что мудростью славен,

Даст тебе там совет.

 

Пусть невелик посланник

И неказист на вид -

Исилдурову снова

Он Погибель явит.

 

Мчи через все заслоны -

Моргул, как встарь, силен,

Но, невеличком посрамлен,

Не превозможет он". (с)

"Властелин Колец", кн. 2, гл. "Совет Элронда"

 

Здесь нет ни одного "точного" имени (кроме Моргула и Имладриса, но и то, последнее название принадлежит к гораздо более ранней эпохе и во время действия книги уже не используется). И если о "Мече, Что Был Сломан" Боромир, Фарамир и Денетор еще знают, то "Исильдурова Погибель" и "невелички" являются для них тайной, покрытой мраком. Боромир видит "невеличков" и "Исильдурову Погибель" на Совете Эльронда, Денетор, очевидно, потом узнает о невеличках и Кольце из палантира (что подтверждает его догадки), Фарамир же встречает Фродо и Сэма, а о Кольце узнает, когда Сэм случайно проговаривается.

 

Прорицание Мальбета об Арагорне и Тропе Мертвых тоже достаточно туманно:

Над равнинами тень простерлась,

Покрывая крылами запад.

Дрогнул камень, могилы предков

Ждут своих судеб. Скорей восстаньте,

Неживые, бесчестье смойте!

Час для тех, кто нарушил клятву,

Собираться к Черному Камню:

Рог трубит над вершиной Эреха .

Кто воззвал вас? Кто кличет тени?

Кто к забытым из тьмы взывает?

Чьей он крови? - Принявших клятву.

Чьих земель он? - Грядет с полночи.

Чем влеком он? - Нуждою бранной.

Он нарушит круги заклятья,

Он осилит Ворота Мертвых. (с)

"Властелин Колец", кн.5, гл. "Серая Дружина"

"Принявший клятву" - Исильдур, "полночь" - "север". Однако без знания истории (Исильдур взял клятву верности у горцев и клялись они на камне Эреха) понять, о ком говорит предсказание, также невозможно. Гимли называет предсказание "загадочным", потому что не знает истории Гондора.

 

Верхом же туманности является предсказание Ульмо об Эарендиле (Туору на берегу Сириона):

"Ныне осталась одна, последняя надежда, которой они не ждали и не ведали. И надежда эта таится в тебе, ибо ты избран мною...

Но я посылаю тебя не одной доблести ради, но дабы породить на свет надежду, тебе незримую и свет, что пронзит тьму" (с). "Неоконченные Предания", "О Туоре и его приходе в Гондолин"

Не зная последующей истории, совершенно невозможно понять, какие конкретно события имеет в виду Ульмо (хотя и понятен смысл предсказания).

Сон, приснившийся Туору по тому же поводу, тоже загадочен:

"и тогда его тревожили сны, но он запомнил лишь один: Туор видел остров и крутую гору посреди него, и солнце, садящееся за гору, и меркнущее небо; а над горой сияла одинокая ослепительная звезда" (с). "Неоконченные Предания", "О Туоре и его приходе в Гондолин"

 

Зачем нужно таким образом "зашифровывать" предсказания (кроме очевидного ответа, относящегося к литературоведению - для художественной красоты текста) - неясно. Затем ли, чтобы предсказание понял только тот, кому оно адресовано, в нужное время и нужном месте (если ему нужно им руководствоваться)? (Возможно, именно поэтому зашифровано предсказание о Сломанном Мече и Проклятье Исильдура. Трудно сказать, как бы повели себя Денетор и его сыновья, узнай они сразу, что речь идет об Арагорне и Едином Кольце и привело ли бы это к благу). Затем ли, чтобы понимали только те, кто достиг определенного уровня знаний и мудрости? Затем ли, чтобы тому, о ком идет речь, не удалось "бежать от судьбы"? (Что было бы, пойми Король-Чародей сразу, кто может его убить?) Или, быть может, прорицатель не знает точных имен и названий (например, Мальбет не знает имени Арагорна)? Хотя во многих случаях очевидно, что "шифровка" намеренная, а не происходит из-за неосведомленности прорицателя (трудно предположить, что сочинивший стихи для сыновей Денетора не знал, что речь идет о Едином Кольце).

 

7. Механизм предсказаний, инструменты предсказателя.

 

Предсказание (ниспосланное Валар или Эру) может прийти предсказателю двумя путями: наяву или во сне. Если предсказание приходит наяву, то предсказатель часто говорит "сердце мое подсказывает мне" или о нем говорится "тень дурного предчувствия омрачила его сердце". В данном случае термином "сердце" переведен термин "орэ" (квэнья), который означает скорее "внутренний дух, умонастроение, внутренний ум" (inner mind). Термин "сердце" не совсем подходит здесь, "поскольку óre не совпадает по смыслу ни с одним из сложных случаев исползования "heart" в английском: память, размышление, смелость, (good spirits), эмоции, чувства, нежность. добрые или благородные побуждения (не подвластные или противопоставленные суждениям разума)" (с) "Заметка об орэ"

Далее я привожу почти целиком "Заметку об орэ" Дж.Р.Р.Толкина, поскольку она имеет непосредственное отношение к механизму предсказаний.

 

"Но также используется [широко] в отношении мыслей, возникающих (arising) в уме (sanar) или входящих в него, которые Элдар рассматривают иногда как результат глубокого размышления (часто приходящего во сне), иногда же - как действительное послание или влияние на разум от иных разумов, включая [величайшие] умы Валар и таким образом [вычеркнуто: "опосредованно через"] (исходящие) косвенно от Эру.

(Таким образом, в то время считалось, что Эру даже (может) непосредственно "говорить" со своими Детьми). Отсюда распространенное выражение - ōrenya quete nin "сердце мое говорит мне", [используемое] для глубоких чувств в отношении [события или действия и т.д.] - что оно [одобряется] или произойдет...В Квенья часто ассоциируется с OR "вверх/подниматься", как если бы это было "возикновение" (arising) - мысли, что возникают или приходят в sanar, беспокоя, окрашивая или предостерегая его, и часто определяя его суждение, namie "некое суждение или желание" (sanwe, "мысль"  nama "суждение или желание"  indo "решение"  "решение" или воля (VIII)  действие), но, возможно, это другой случай потерянного h (вычеркнуто: "Ср. телеринское hor-") (IX).

...

Разум, "думающий, размышляющий" - sanar, воля - indo, "предчувствие, предупреждение" - óre (XV).

Эмоции делятся на две "переплетающихся" разновидности:

1) физические импульсы, порожденные телом, (вызванные нуждами) его сохранения, удовольствия, размножения, страхом, желаниями, голодом, жаждой, сексуальным желанием [т.е.] физической стороной Любви, когда "брак" hroa и fea был более тесным, и т.д.

2) импульсы, возникающие в fea - как от [ее внутренней природы], так и вызванные ужасом, любовью / [вычеркнуто: "ненавистью"] / жалостью / .... ([вычеркнуто: self-?sac] [?pastism ?]) гневом, ненавистью, - и ненависть была худшим случаем.Она была в позднейшей истории Элдар плодом ненависти/себялюбия и чувства отвержения (или, в наиболее испорченном случае, мести в их противостоянии чьей-либо воле или желанию), но была (и) настоящая "ненависть", гораздо менее "лично" возбуждающая сердце, лишь как один из видов враждебности - в отношении злого, (того, что) "против Эру", (что) разрушительно к прочим созданиям, особенно живым существам. (XVI).

Элдар ... полагали, что некое бедствие, возможно даже равное "изменению мира" (ср. то, что вызвало нечто подобное в позднейшей истории), случилось с Людьми, изменив их природу, особенно в отношении "смерти". Но об этом люди, и даже Атани, с которыми он (эльфы) сделались близко знакомы, не говорили более определенно, чем "тень позади нас" или "тьма, от которой мы бежали". Существует любопытный документ, названный Спор (? - Debate) Финрода и Андрет. (XVIII). Финрод был [вычеркнуто: "королем"] одним из королей Нолдор, известным как Firindil / Atandil, "друг людей", наиболее интересующийся и сочувствующий им. Андрет была женщиной из "мудрых женщин" Атани ... Из этого спора стала ясна вера Андрет в то, что смерть (или именно страх ее) пришла к людям как наказание или результат некоего бедствия - восстания против Эру, как предполагали Элдар; и не таково было первоначальное намерение, что люди будут бренными или кратковечными. Этот документ считается имеющим человеческое происхождение, возможно, исходящим от самой Андрет.

Поскольку (как можем мы судить теперь) из легенд (в большинстве, вероятно, эльфийского происхождения, хотя и пришедшие к нам от людей) кажется ясным, что людям не было предназначено иметь эльфийское долголетие, ограниченное лишь жизнью земли или ее существованием как места, пригодного для обитания Воплощенных. Им была дана привилегия, как говорили эльфы, уходить по своей воле из физического мира и времени (из кругов мира) но после гораздо большего срока жизни, чем [? наибольший нынешний ?].

..."Бедствие", как и подозревали эльфы, было именно восстанием против Эру в форме принятия Мелькора как Бога (XXII). Одним из последствий этого было то, что fea была [заключена (в теле)] и Мелькор [взято в скобки, но не зачеркнуто: преследовал тех, кто восстал против него и искал защиты Эру] получил доступ к óre который [нрзб. (остался?)] но был [ бесполезным? ] и лишь мудрейшие из людей могли отличить [? его] злые внушения от истинного óre (XXIII).

Эльфы различали fea (phayā) как "дух/душу" и hroa (srawā) "тело" (XXIV). К fea, духу, они относили sanar, [? разум] и его проявления вместе с волей: indo, исходящее из суждений sanar, основанных на данных, происходящих из чувств и опыта, но также и из óre. Оно считалось способностью или функцией [вычеркнуто: ? fea] "внутреннего разума" (XXV)....

hor- (вычеркнуто: предостережение) означает "предостерегать", хотя относится не только ко злу и опасностям. Может использоваться в отношении одной личности, говорящей с другой, но в основном, используется безлично, как ora nin "это беспокоит меня" или в выражении órenya quete nin "мое сердце говорит мне" и рассматривается как "поднимающееся" из некоего внутреннего источника мудрости или знания, независимого от опытного знания, основанного на чувствах, чья мудрость [иногда возникает от] влияния [вычеркнуто: других (более мудрых) разумов] умов [тех, кто] более велик, более мудрых разумов - как, например, разум Валар.

В Телерине hŏra. Существительное hōre или [?horath] - "предостережение, предупреждение". В Q. óre T. ora [?безличное] было термином, [? употребляемым] в [? обычной речи] в выражении órenya quete nin "мое óre (сердце) говорит мне"". (с)

 

Таким образом, становится ясным, почему у эльфов предсказания более часты, нежели у людей - у эльфов "орэ" не замутнено влиянием Мелькора (и влиянием тела), они больше открыты "более великим разумам" (Валар и Эру).

Интересно отметить, что "закрыть разум" от Эру невозможно. Как утверждает "Осанвэ-кента":

"Hи один разум, однако, не может закрыться от Эру: ни от его взгляда, ни от его послания. Последнее разум может не принять во внимание, но не может сказать, что не знал о нем" (с)

Предсказание "наяву", вероятно, ощущается как "наитие", "озарение", "внезапно обретенное знание" (с осознанием, что оно истинно). Предсказание "во сне" - это скорее видение или голос (как будто некто видит картину или слышит чье-то обращение) - см. описание предсказания о Проклятии Исильдура и Сломанном Мече.

"Вот что я (Боромир) увидел: небо на востоке потемнело и огласилось нарастающим раскатом грома, но на западе брезжил бледный свет, и из этого света зазвучал голос, далекий, но отчетливый:..." (с) "Властелин Колец", кн.2, гл. "Совет Элронда" (стихотворное предсказание см. выше, в разделе 4 "Зашифровка предсказаний").

Во сне Ульмо передал Финроду и Тургону видение о "будущем лихе" (возможно, это были видения Дагор Браголлах и Нирнаэт Арноэдиад и последующего разорения земель Белерианда). Однако, они не запомнили этих видений так отчетливо, как это описано в предыдущем случае (возможно, это было сделано Ульмо намеренно), и после пробуждения Финрод и Тургон только ощутили смутную тревогу и непокой вкупе с желанием выстроить потаенные крепости.

Тингола также "тревожили сны о приходе людей" - вероятно, это предсказание было таким же расплывчатым, как и предыдущее.

Почти никогда не указывается, что предсказатель пользовался неким инструментом для предсказания. Единственное исключение - это Зеркало Галадриэли. Вот как описывается его "работа":

"Вслед за Владычицей хоббиты по длинной лестнице спустились в глубокую зеленую лощину, по дну которой, журча, бежал серебряный ручей, - тот самый, что начинался у фонтана, на холме. У берега, на низком постаменте в виде ветвистого дерева, стояла серебряная чаша, большая и плоская, а рядом - серебряный кувшин.

Галадриэль до краев наполнила чашу водой из ручья, дохнула на нее - и, когда вода успокоилась, проговорила:

- Перед вами - Зеркало Галадриэли. Я привела вас сюда, чтобы вы в него заглянули - если, конечно, пожелаете.

...

- Многое может открыть Зеркало, если я ему повелю, - улыбнулась Галадриэль. - Некоторым я могу показать и то, что они сами желают увидеть. А иногда вода являет непрошеные образы. Зачастую они весьма неожиданны, но могут оказаться полезнее, чем те, что покажут вам по заказу. Что увидите вы, если дать Зеркалу свободу, я сказать не могу. Ибо в нем можно узреть и прошлое, и настоящее, и еще не бывшее - причем последнее сбывается не всегда. Но даже мудрейшие часто встают в тупик и не могут истолковать того, что им открыло Зеркало. Хотите попробовать?

...

- Хотел, - откликнулся Сэм, слегка дрожа от страха и любопытства. - Я бы разочек заглянул, если можно. - Он повернулся к Фродо: - Я не прочь узнать, как там дома, все ли на месте? Мне кажется, я уже сто лет как ушел! Но даю руку на отсечение, что я увижу одни звезды или такое, чего вообще не пойму.

- Вполне может статься. - Владычица негромко рассмеялась. - Иди же к Зеркалу! Что увидишь, то и увидишь. Только не касайся воды!

Сэм взобрался на возвышение и наклонился над чашей. Темная вода казалась твердой как камень. В ней отражались звезды.

- Звезды! Я так и думал... - начал было Сэм, но вдруг тихо ахнул: звезды пропали. С воды словно сдернули темное покрывало. Зеркало посерело и прояснилось. Светило солнце, буйно раскачивались на ветру ветви деревьев. Но прежде, чем Сэм успел разобраться, что это такое, свет померк; теперь ему предстало бледное лицо Фродо - тот лежал под огромной темной скалой и крепко спал. Потом Сэм понял, что видит самого себя, - он бежал по какому-то темному туннелю, взбирался по бесконечной винтовой лестнице... Он понял, что ищет кого-то или что-то, а время поджимает. Но что ему втемяшилось искать?.. Тут, как это бывает во сне, видение переменилось, и Чаша снова показала деревья - на этот раз словно бы издалека. Теперь Сэм понял, что происходит. Они не под ветром раскачивались: они, вздрагивая, падали на землю.

- Что?! - вскричал Сэм, придя в неописуемый гнев. - Тэд Сэндиман рубит деревья?! Кто ему разрешил?! Их же нельзя валить! Это же дорога от Мельницы к Приречью! Там теперь совсем тенечка не останется! Попадись мне этот Тэд, я его так отделаю, что он костей не соберет!

Тут Сэм заметил, что Старой-то Мельницы как раз и нет; вместо нее громоздилось какое-то краснокирпичное сооружение, уже почти достроенное. Вокруг копошилась уйма народу. Тут же торчала высокая красная труба. Поверхность Зеркала заволокло черным дымом.

- Колдовство какое-то! - пробормотал Сэм, протирая глаза. - Не зря Элронд хотел отослать господина Мерри домой. Нелады в Заселье..." (с) "Властелин Колец", кн. 2, гл. "Зеркало Галадриэли"

Таким образом, Сэм увидел "истинные" картины будущего - разорение Шира и бледного Фродо, лежащего как мертвый после укуса Шелоб.

 

Не совсем также ясно, является ли само Зеркало "магическим" или это всего лишь "немагический" предмет, удобный для показа "видений", а воду Галадриэль зачаровывает с помощью своего Кольца Воды - Нэньи. Возможно, однако, что и само Зеркало является "магическим" предметом и оба "инструмента" (Зеркало и Кольцо) необходимы для показа видений.

Неясно также, каков механизм этих предсказаний. Возможно несколько вариантов:

1. Галадриэль сама провидит будущее, а Зеркало служит ей "передатчиком", благодаря которому видения зрят те, кто смотрит в Зеркало.

2. Зеркало - инструмент, с помощью которого смотрящие в него могут зреть видения, посланные им извне (Эру или Валар).

3. Зеркало "ловит" отзвуки Музыки Айнур (и Видения Арды), которые и показывает смотрящему.

По моему мнению, 2 и 3 вариант более правдоподобны, чем первый.

 

8."Случайные" предсказания

Иногда предсказания выходят как бы случайными. В этом смысле интересны три предсказания:

8.1.Бильбо сочиняет для Арагорна стихотворение:

Во тьме земля сады растит:

Не всяко золото блестит.

Тем крепче сила, чем древней,

И стуже не убить корней.

 

Огонь проснется из золы,

Воспрянет свет из долгой мглы,

Меч откуют, - и наконец

Безвестный обретет венец! (с)

"Властелин Колец", кн. 2, гл. "Совет Элронда"

 

Из текста неясно - основывался ли Бильбо на каком-то прозаическом предсказании насчет Арагорна или высказал свое пожелание другу, которое стало предсказанием его судьбы. В любом случае, предсказание это было истинным.

8.2.Гэндальф предсказывает, что гномам необходимо взять с собой к Эребору Бильбо, иначе их поход потерпит неудачу.

"В глубине души я знал, что Бильбо должен был отправиться с ним, иначе весь поход закончился бы ничем" (с). "Неоконченные Предания", "Поход к Эребору"

Гэндальф прямо говорит Торину:

"Если этот хоббит пойдет с вами, тебя ждет удача. Если нет - она отвернется от тебя. И это я провижу и предостерегаю тебя"(с). "Неоконченные Предания", "Поход к Эребору"

Гэндальф сказал потом Фродо и его друзьям, что эта идея шла у него "от разума" - он подумал, что "с одной стороны - огромный, жадный дракон с острым слухом и нюхом; с другой - могучие неуклюжие гномы с их застарелой горячей ненавистью; и с третьей - шустрый легконогий хоббит, в глубине души (как я подозревал) жаждущий повидать Большой Мир". (с) "Неоконченные Предания", "Поход к Эребору"

Тогда он и отправился к Бильбо, и нарисовал на его двери "знак взломщика", что и привело к участию Бильбо в походе и к его удаче. Однако, кроме устранения Смауга, это привело и к нахождению Кольца. И к Гэндальфу приходит ощущение, что его "разумное" предсказание является истинным.

" -Ты должен найти эту дверь, Торин Дубощит! Я говорю это всерьез!

И внезапно я почувствовал, что дело действительно серьезное. Эта моя странная затея - не шутка. Она правильная. И ее нужно выполнить во что бы то ни стало. Гномам пора склонить свои упрямые головы.

- Слушайте меня, народ Дурина! - воскликнул я. - Если Вы убедите этого хоббита отправиться с вами, вы победите. Если нет - потерпите поражение. Если же вы и пытаться не станете, я расстанусь с вами, и вы не получите от меня ни совета, ни помощи, покуда не падет на вас Тень!" (с) "Неоконченные Предания", "Поход к Эребору"

 

Во "Властелине Колец" Гэндальф говорит Фродо: "Я могу сказать только, что Бильбо было предопределено найти Кольцо" (с). "Властелин Колец", кн. 1, гл. "Тень Былого" Таким образом, поход к Эребору привел к куда более важным последствиям, чем просто устранение дракона - что и следует признать причиной "правильного" предчувствия Гэндальфа.

 

8.3. Также Гэндальф случайно предсказал Саруману связь хоббитов с Единым Кольцом.

 

"Он ничего не сказал, только затянулся и пристально глядя в лицо Саруману, выпустил большое кольцо дыма и несколько мелких вдогонку. Потом Гэндальф поднял руку, словно намеревался их схватить, но колечки растаяли" (с). "Неоконченные Предания", "Поход к Эребору"

Саруман решил, что хоббиты как-то связаны с Кольцами (потому что "курительное зелье" происходило из Шира), хотя Гэндальф тогда и не подозревал об этом. Таким образом, Гэндальф случайно сделал "истинное" предсказание.

 

9. Предсказания и проклятия (благословения).

 

Особую роль среди предсказаний играют предсказания-проклятия (благословения). Из текстов неясно - формирует ли предсказатель будущее по своему вкусу (чтобы то, что он напророчил проклинаемому исполнилось) или просто во время особого душевного волнения (с коим, несомненно связано проклятие или благословение) он становится особо восприимчив к своему орэ и передаваемым через него сообщениям от "высших разумов" (Валар и Эру).

Самое известное из таких предсказаний-проклятий - это Проклятие Мандоса, оно же Пророчество Севера.

""Слезы бессчетные прольете вы; и валары оградят от вас Валинор, и исторгнут вас, дабы даже эхо ваших рыданий не перешло гор. Гнев валаров лежит на доме Феанора, и он ляжет на всякого, кто последует за ним, и настигнет их, на западе ли, на востоке ли. Клятва станет вести их - и предавать, и вырвет у них из рук самое сокровище, добыть которое они поклялись. Все начатое ими в добре завершится лихом; и произойдет то от предательства брата братом и от боязни предательства. Изгоями станут они навек.

Несправедливо пролили вы кровь своих братьев и запятнали землю Амана. За кровь вы заплатите кровью и будете жить вне Амана под завесой Смерти. Ибо, хотя промыслом Эру вам не суждено умирать в Эа, и никакой болезни не одолеть вас, вы можете быть сражены и сражены будете - оружием, муками и скорбью; и ваши бесприютные души придут тогда в Мандос. Долго вам жить там, и тосковать по телам, и не найти сочувствия, хотя бы все, кого вы погубили, просили за вас. Те же, кто останется в Средиземье и не придет к Мандосу, устанут от мира, как от тяжкого бремени, истомятся и станут тенями печали для юного народа, что придет позже.

Таково Слово Валар". (с) "Сильмариллион", гл. "Об исходе нолдор"

Хотя, как известно, Маэдрос и Маглор все же добыли Сильмарили после Войны Гнева - но камни жгли их, так что им пришлось их выбросить (а жгли потому, что руки их стали "нечистыми" из-за трех братоубийств). Так и следует понимать слова, что "Клятва станет вести их - и предавать, и вырвет у них из рук то самое сокровище, добыть которое они поклялись".

 

Предсказание-проклятие выкрикивает перед смертью Эол.

"Ты отказался от отца и его родни, сын-лиходей! Да обратятся здесь в прах все твои надежды, и да погибнешь ты тою же смертью, что и я!" (с) "Сильмариллион", гл. "О Маэглине"

Маэглин, как известно, погиб, сброшенный со стены Гондолина Туором.

 

Можно еще отметить предсказание-проклятие Моргота Хурину и его роду, предсказание-проклятие Исильдура предавшим его горцам, предсказание-проклятие Турина Дориату, предсказание-проклятие гнома Мима Андрогу. Есть и другие, о которых я не буду здесь говорить. Таким образом, очевидно, что предсказание-проклятие может изречь представитель любой расы с самым разным уровнем мудрости и силы - от сильнейшего Айну до гнома-отщепенца. Однако эти проклятия всегда сбываются - видимо, по закону, действующему в Арде, "серьезное" проклятие обязательно наделено разрушительной силой.

 

Предсказаний-благословений намного меньше, чем проклятий (очевидно, действует та же пропорция, что и со счастливыми и несчастливыми предсказаниями), но одно можно привести в пример - это предсказание Галадриэли Гимли:

"говорю тебе, Гимли, сын Глоина: золото будет само течь тебе в руки, но власти над тобой не возымеет" (с). "Властелин Колец", кн. 2, гл. "Прощание с Лориэном"

Вероятно, и здесь действует тот же закон, что и с проклятиями - искреннее благословение всегда поможет благословенному.

 

10. Смысл и цель предсказаний. Может ли сделать предсказание "неистинным"?

 

Выше я уже пыталась ответить на этот вопрос: очевидно, предсказания нужны, чтобы предостеречь или ободрить кого-то. Через "орэ" Эру предостерегает: "так делать нельзя, это приведет к худу" или дает ободряющие указания: "так делать можно и нужно, это правильно". Достаточно часто к предсказаниям прислушиваются и доверяют им. Например, Гэндальф настоял на участии Бильбо в походе, что привело не только к успеху похода, но и к отыскиванию Единого Кольца и его последующему уничтожению. Финарфин и некоторые нолдор вернулись в Валинор, поверив предсказанию о том, что в Средиземье их ждут только беды и несчастья, а победить Моргота им не удастся. Идриль, предчувствуя гибель Гондолина, велела рыть подземный ход, по которому спаслись некоторые из жителей Гондолина и т.д. и т.п.

Однако, не всегда к предсказаниям относились с доверием, а иногда, хоть и веря им, поступали все же вопреки. Например, совет Гондора не избрал Арведуи королем Гондора, хотя Мальбет и предсказал, что в этом случае Арведуи станет королем "великой страны". Хурин и Морвен, говоря о судьбе Турина в случае поражения эльдар, не приняли во внимание своих дурных предчувствий насчет Дориата и Бретиля. Морвен, уходя из Дориата, не вняла предостережению Мэлиан (та говорила, что это решение Морвен "от Моргота"). Эарнур не прислушался к предсказанию Глорфиндэля о том, что Королю-Чародею не суждено пасть от руки мужа, и погиб, пытаясь сразиться с ним. Тургон не внял предостережению Ульмо и не покинул Гондолин (хотя частично, все же, выполнил предсказание, приветив Туора и выдав за него замуж свою дочь). Есть и множество других примеров, о которых я не буду здесь говорить.

Иногда предсказания понимались неправильно. Например, зная о судьбе пса Хуана (его должен был убить самый могучий волк), Саурон обернулся волком и напал на Хуана, который вместе с Лутиэн пришел к Тол-ин-Гаурхоту. Однако то ли Саурон переоценил свои возможности, то ли он не знал о Кархароте и его силе, но оказалось, что Саурон-оборотень не является "самым могучим волком" (Кархарот был сильнее) и Хуан его победил. Предсказание же исполнилось, когда Хуан встретился с Кархаротом в Дориате.

Так же и Король-Чародей, зная, что ему не суждено погибнуть от руки мужа, безо всякого страха вышел на Пеленнорскую битву - и там встретил свой конец.

Любопытно также, что предсказание может исполниться не сразу. Например, гном Мим проклял Андрога, одного из изгоев Турина, и предсказал ему, что если тот возьмет в руки лук, то умрет от стрелы. И казалось бы, проклятие быстро исполнилось - однажды, Андрог был серьезно ранен стрелой. Однако же, Белег вылечил его и, таким образом, проклятье осталось неисполненным. Но все же оно настигло Андрога - при захвате Амон-Руд он, действительно, пал, смертельно раненный стрелой ("Дети Хурина").

Однако, есть случай буквального исполнение предсказание, но с потерей его смысла. Это произошло с Береном. Келегорм, согласно "Лэ о Лэйтиан", предсказал ему: "Ни одной из драгоценностей: ни девы, ни Сильмариля не держать тебе в руке!"

Буквально это предсказание исполнилось: Берен потерял руку (отгрызенную Кархаротом), и таким образом, уже не мог держать в ней "ни девы, ни Сильмариля". Тем не менее, он женился на Лутиэн и Сильмариль попал к нему (после гибели Тингола) и, таким образом, это предсказание-проклятие не достигло своей злобной цели.

В "Сильмариллионе" (гл. "О Берене и Лутиэн") же Куруфин проклинает Берена: "Скачи же! Спеши к мучительной и скорой смерти!" Берен, действительно, вскоре погиб, но потом был возвращен к жизни и прожил еще тридцать лет вместе с Лутиэн. И это предсказание-проклятие, исполнившись буквально, не привело к тем последствиям, на которые надеялся проклинавший.

Интересно отметить, что иногда, провидя собственную смерть, герои все же исполняют "то, что должно", не обращая внимания на угрозу гибели. Так поступает Финрод, уходя с Береном, так делает Гэндальф, спускаясь в Морию. Арагорн говорит о гибели Гэндальфа: "Гэндальф вызвался идти отнюдь не потому, что предвидел для себя и других благополучный исход... Есть дела, отказываться от которых бесчестно, хотя исход их темен и неясен". (с) "Властелин Колец", кн. 3, гл. "Всадники Рохана". Такое поведение прекрасно вписывается в теорию "северного мужества", о котором много говорится в текстах Дж.Р.Р.Толкина.

Таким образом, очевидно, что попытки идти "против судьбы", особенно если были высказаны предсказания-предостережения, ничем хорошим обычно не оканчиваются. Предсказаниям следует доверять. Однако иногда, при особом благоволении судьбы, дело может обернуться так, что, исполнившись буквально, проклятие-предсказание не достигнет своей цели. Кроме того, не следует забывать об "условных" предсказаниях. Худших последствий можно избежать, если вести себя так, как подсказывает предсказание-предостережение. Как говорит Ульмо "в доспехах Судьбы (как зовут ее дети Земли) всегда найдется щель, и в стене Рока найдется брешь" (с). "Неоконченные Предания", "О Туоре и его приходе в Гондолин". Хоть и предсказано многое в Видении Арды, но не все, и могут быть введены "вещи новые и непредвиденные", и предсказание может исполниться буквально, но потерять свой настоящий смысл.

 

11. Текстовая эволюция предсказания о Конце Арды - от "Книги Утраченных Сказаний" до поздних работ.

 

Мало какая мифология может обойтись без предсказания о конце мира. Так думал и Дж.Р.Р.Толкин, во всяком случае, поначалу, и в ранних работах мы можем найти несколько вариантов "конца света".

"Книга Утраченных Сказаний" ("История Средиземья", т. I)

"Ибо предречено, что прежде, чем наступит Великий Конец, Мэлько хитростью своею поссорит Солнце и Луну и Илинсор отправится за Урвэнди через Врата; когда же скроются они, Врата Востока и Запада будут разрушены, и Урвэнди с Илинсором не вернутся. И будет так, что Фионвэ Урион, сын Манвэ, из любви к Урвэнди станет проклятием Мэлько и повергнет весь мир, дабы повергнуть своего врага; и так все сущее в мире рассеется" (с).

 

"Набросок Мифологии" ("История Средиземья", т. IV)

"Когда мир сделается много старше и Боги утомятся, Моргот вернется через Дверь, и состоится самая последняя из битв. Фионвэ станет биться с Морготом на равнине Валинора, а рядом с ним будет дух Турина; именно Турин сразит Моргота своим черным мечом, и тем самым окажутся отомщены дети Хурина.

В ту пору Сильмарили будут возвращены из моря, земли и воздуха, и Майдрос разобьет их, и Белаурин с помощью их огня вновь зажжет Два Древа, и опять засияет великий свет, и Горы Валинора сравняются с землею, дабы свет разлился над миром, и Боги, и эльфы, и люди помолодеют вновь и пробудятся их мертвые" (с).

 

"Квэнта Нолдоринва" ("История Средиземья", т. IV)

"Вот что гласит пророчество Мандоса, каковое изрек он в Валмаре, на суде Богов, а слух о нем шепотом передавался среди всех эльфов Запада из уст в уста: когда состарится мир и устанут Власти, тогда Моргот вернется через Дверь из Вневременной Ночи; и уничтожит он Солнце и Луну, но Эарендиль обрушится на него белым пламенем и прогонит его с высот. Тогда на полях Валинора произойдет последняя битва. В тот день Тулкас сразится с Мелько, и по правую руку от Тулкаса встанет Фионвэ, а по левую - Турин Турамбар, сын Хурина, Победитель Рока; именно Черный Меч Турина нанесет Мелько смертельный удар и покончит с ним навеки; так отомщены будут дети Хурина и все люди.

После того будут Сильмарили возвращены из моря, земли и воздуха; ибо Эарендель спустится с высот и отдаст то пламя, что хранил доселе. Тогда Фэанор возьмет Три Самоцвета и передаст их Йаванне Палуриэн, и разобьет она их, и с помощью их огня вновь зажжет Два Древа, и засияет великий свет; и Горы Валинора сравняют с землею, дабы свет тот разлился над всем миром. В этом свете Боги помолодеют вновь, и пробудятся эльфы, и воскреснут все их мертвые, и замысел Илуватара в том, что касается эльфов, исполнится. Но о том, что будет с людьми в тот день, не говорит пророчество, упоминается в нем лишь Турин, а Турина пророчество причисляет к Богам" (с)

 

С небольшими изменениями в словах это пророчество повторяется в "Квэнта Сильмариллион" ("История Средиземья", т. V).

"Такое пророчество произнес Мандос, когда Боги сидели на совете в Валиноре, и весть о его словах обошла всех эльфов Запада. Когда мир будет стар, а Силы утомятся, тогда Моргот, увидев спящую стражу, вернется через Врата Ночи из Безвременной Пустоты; и уничтожит он Солнце и Луну. Но к нему спустится Эарендель, подобный белому опаляющему пламени, и низвергнет его с небес. Тогда на полях Валинора грянет Последняя Битва. В тот день Тулкас сразится с Морготом, и по правую руку от него будет Фионвэ, а по левую - Турин Турамбар, сын Хурина, вышедший из чертогов Мандоса; и черный меч Турина принесет Морготу смерть и окончательную гибель; и так будут отомщены дети Хурина и все люди.

После этого Земля будет разрушена и переделана, и Сильмарили будут извлечены из Воздуха, Земли и Моря; ибо Эарендель спустится и отдаст то пламя, что было дано ему на хранение. Тогда Фэанор возьмет Три Самоцвета и вручит их Йаванне Палуриэн; и она разобьет Камни и с помощью их огня вновь зажжет Два Древа, и тогда загорится великий свет. И падут Горы Валинора, так что Свет распространится по всему миру. В том свете Боги вновь станут юными, а эльфы пробудятся, и восстанут все их мертвые, и замысел Илуватара касательно эльфов будет завершен. Но о людях в тот день пророчество Мандоса не говорит и не называет имен людей, кроме одного лишь Турина, а ему будет дано место среди сыновей Валар". (с) "Квэнта Сильмариллион"

 

Любопытно также, что часть этого предсказание повторяет Финдуилас: "Ибо Аданэдель могуч в повести Мира, в грядущем суждено ему добраться и до самого Моргота" (с).

 

Однако позже Дж. Р.Р. Толкин приходит к выводу, что не следует говорить что-то определенное о Конце Арды. "Эльфы считали, что Конец Арды будет катастрофой. Они думали, что тогда будет до основания разрушена если не вся система, то, по крайней мере, Имбар. Разумеется, Конец Арды - это совсем не то, что конец Эа. О последнем они не могли сказать ничего, кроме того, что Эа конечна. Примечательно, что у эльфов не было никаких мифов и легенд о конце света. Миф в конце "С" нуменорского происхождения; он явно создан людьми, хотя эти люди были знакомы с эльфийскими преданиями". (с) "История Средиземья", т. Х, "Атрабет Финрод ах Андрет"

 

В "Поздней Квэнта Сильмариллион" ("История Средиземья", т. Х) появляется утверждение:

"...а изменится ли что-нибудь и придет ли конец Искажению, знают, быть может, лишь Манвэ и Варда; но они никому не открыли того, и не сказано о том в пророчествах Мандоса".

 

И в примечаниях к "Атрабет Финрод ах Андрет" ("История Средиземья", т. Х) говорится следующее:

"Но, предсказан Конец Арды в Музыке или нет, Эру волен вмешаться и оборвать Историю в любой момент; так что предсказать Конец невозможно" (с)

 

В той же "Атрабет" сказано о возможном участии Эру в событиях Конца Мира:

"Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, - а может, выдумывают, - что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.

...

Финрод:

Но ведь это нельзя применять к Неизмеримому. Если бы Эру захотел, Он непременно нашел бы путь - не знаю, какой именно. Понимаете, мне кажется, что, если бы Он Сам вошел в Арду, Он все равно остался бы тем, что Он есть - Творцом вне картины. И в то же время, Андрет, если без гордости - не могу я представить, как иначе можно исцелить этот мир. Не позволит же Эру Мелькору подчинить мир своей воле и восторжествовать над всем. Но я не могу представить себе никого сильнее Мелькора - кроме самого Эру. И потому, если Эру не оставит Свое творение Мелькору - а иначе Мелькор непременно станет Властелином Мира - Ему придется Самому войти сюда, чтобы повергнуть его". (с)

 

Также в поздних текстах ("Атрабет", "Поздняя Квэнта Сильмариллион") появляется концепция "трех Ард": "Арды Неискаженной" (какой она была бы без Диссонанса Мелькора); "Арды Искаженной" (существующей Арды) и "Арды Исцеленной (Возрожденной)" (той Арды, которая будет создана после исцеления Диссонанса Мелькора). "Конец Арды", таким образом, обозначает только конец "Арды Искаженной", но какой будет Арда Исцеленная в точности неизвестно (о видении Финрода см. выше).

 

Таким образом, утверждение о том, что подробности Конца Арды будут неизвестны, является окончательной точкой зрения Дж. Р.Р.Толкина на этот вопрос.

 

Итак, можно заметить, что концепция "Конца Арды" претерпела весьма сильные изменения - от ярких картин "первобытной мифологии" (с человекоподобными Валар и человеком Турином, "причисленным к Богам", яркими картинами сражений на "физическом плане") до метафизических рассуждений о Боге-Творце, который вступит в созданный им мир (возможно, в человеческом облике), дабы повергнуть Зло.

 

Можно также обратить внимание на следующую цитату из "Атрабет Финрод ах Андрет":

"Более того - даже если Мелькор (Моргот, каким он стал ныне) все же будет повержен и изгнан из Арды, Тень его все равно пребудет, и зло, что он породил и рассеял, станет расти и множиться. Так что если есть какое-то исцеление, новый свет, что рассеет тьму, лекарство, что залечит раны прежде, чем все кончится, - оно, думается мне, должно прийти извне". (с)

Здесь мне представляется интересным тот факт, что в некотором смысле Эру здесь "исполняет роль" Сильмарилей, ср. с цитатой из "Квэнта Сильмариллион": "И падут Горы Валинора, так что Свет распространится по всему миру. В том свете Боги вновь станут юными, а эльфы пробудятся, и восстанут все их мертвые, и замысел Илуватара касательно эльфов будет завершен". (с)

 

Любопытно также отметить, что людям в грядущем отводится какая-то особая роль.

"Однако, давным-давно, в Валиноре валары открыли эльфам, что люди вступят во Второй Хор Айнур..." (с) "Сильмариллион", гл. "О начале дней"

"Люди (Пришедшие Следом, или Вторая раса) пришли вторыми, но предполагалось, что в изначальном замысле Бога им было предназначено, пройдя обучение, принять на себя власть над всей Землей и, в конце концов, стать валар, дабы "обогатить Небеса", Iluve [Вселенную - А.Х.]. Но Зло (воплощенное в Мелеко) соблазнило их, и они пали". (с) "История Средиземья", т. Х, "Атрабет Финрод ах Андрет"

Также можно отметить, что человеку Турину Турамбару в ранних концепциях Конца Арды отводится весьма заметная роль - победителя Мелькора.

 

12. Выводы.

 

После рассмотрения вышеприведенных примеров можно сделать следующие выводы:

1. Предсказания в Арде исполняются всегда. Ни одного примера "неисполненного" предсказания мне обнаружить не удалось. Особое место здесь занимают "условные" предсказания с несколькими исходами, из которых исполняется только один при выполнении (или невыполнении) определенного условия.

2. Предсказания исходят от Эру Илуватара (напрямую или через его наместников Айнур) и воспринимаются "орэ" ("внутренний дух, умонастроение, внутренний ум") Воплощенного. Чем меньше "орэ" замутнено влиянием Мелькора и физической материи Арды, тем больше способностей к предсказанию показывает Воплощенный.

3. Все, что было показано Айнур в "Видении Арды" непременно должно произойти в истории Арды, но могут возникнуть также "вещи новые и непредвиденные", введенные в историю Арды самим Эру Илуватаром. Поэтому знание одного только "Видения Арды" не означает, что некто обладает полным знанием о будущем. Полным знанием о будущем обладает только Эру Илуватар.

4. Предсказания нужны для того, чтобы предостеречь или приободрить жителей Арды. Особенно большую роль в данном случае играют "условные" предсказания, поскольку тот, кого они касаются, может избежать негативных последствий (или достичь положительного результата), выполнив некое условие.

5. В Арде не существует "предопределенности", фатализму здесь нет места. Как я уже упоминала, исполнение "условного" предсказания зависит от действий того, кому оно предсказано. Возможно также, что Эру вводит нечто новое в историю Арды в ответ на некое действие живущих на Арде (таким примером может служить создание гномов). Таким образом, будущее может зависеть от действий конкретного индивидуума.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

zzzzzzzz